Хачатрян Нуне Геворговна
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в историю игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
“Путешествие в историю игрушек”
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию с детьми
подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Составитель: Хачатрян Нуне Геворговна, воспитатель ГБДОУ №47
Telegram -канал: https://t.me/+yRYXrPKz_0FmY2Ri ("Педагогическая мастерска", группа для педагогов и родителей)
Используемые технологии:
-игровые: технология “Путешествие по реке времени»,
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в историю игрушек“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
-здоровьесберегающие,
-информационно - коммуникативные.
Цель: дать представления об истории игрушек на примере технологии
«Путешествие по реке времени».
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления об истории предметов, которые их окружают- игрушки,
-систематизировать представления об игрушках в древности, прошлом, настоящем, их разнообразии,используя технологии «Река времени»;
-учить составлять хронологическую последовательность истории предметов – игрушек разных времен -на панно «Река времени;
-обогащать словарный запас за счет слов: древний, старинный, современный, древность, старина, первобытный, Русь, промышленность.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес к истории через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
-развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, сообразительность;
-развивать воображение,
-развивать познавательную инициативу в процессе деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к истории и культуре родной страны,
-вызвать эмоциональный отклик, желание помочь игрушкам-персонажам,
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе коллективного решения познавательных задач,
-воспитывать умение взаимодействовать в малых подгруппах- в парах, учитывая мнение партнера.
Планируемые результаты: У воспитанников расширились представления об истории возникновения игрушек,они научились устанавливать пространственно-временные связи, вызван интерес к истории окружающих предметов и желание узнавать новое.
Виды детской деятельности: игровая, социально –коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы и приё мы реализации занятия: словесный, наглядный, практический: рассказ, беседа, использование ИКТ, указания, вопросы, работа в паре, картинки игрушек.
Обогащение и активизация словаря: древность, старина, первобытный, Русь, промышленность.
Предварительная работа:
Дети:,
-экскурсия-обзор «Где живут игрушки в нашей группе»
- рассматривание игрушек из разных материалов,
-беседа «Моя любимая игрушка».
Педагог:
-оформление макета «Река времени», изготовление пособия «Коробка загадочных историй», составление презентации, подбор картинок, иллюстрирующих игрушки разного времени.
Материалы и оборудование: мультимедийная техника, макет «Река времени», иллюстрации игрушек разного времени, игрушки, коробка «Коробка загадочных историй», макет аквариума, изображения рыбок трех цветов.
Индивидуальная работа: дать возможность каждому ребёнку высказать своё мнение, помочь его выразить, если это необходимо; поддержать идеи детей ;оказать помощь в процессе выполнения задания тем, кто затрудняется.
Ход деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Вводно-организационный этап.
Педагог обращает внимание детей, что в группе появилась новая коробка, на которой написано
«Коробка загадочных историй» А какие это истории, сейчас узнаем, когда ее откроем.
Педагог достаёт игрушки из “Коробки загадочных историй” (три игрушки из разных материалов, но одного периода времени (старина)
-Ребята, посмотрите, какие интересные игрушки!
Они такие же, как игрушки в группе или нет?
Они чем – то отличаются от игрушек, которые находятся в нашей группе?
А как вы думаете, как они попали к нам, откуда они?
Они совсем непохожи на наши игрушки, может они заблудились, наверное, потерялись во времени. Они попали в эту коробку, а коробка то волшебная с загадочными историями. Вот и оказались совсем не в том месте. Смотрите как загрустили. Что же придумать?
-Ой, подождите. (подносит к уху) Мне эта игрушка прошептала, что они потерялись, им всем неуютно здесь и очень просят детей помочь найти их время, чтобы вернуться.
Мы же не знаем из какого она времени? Что же делать?
2. Постановка целей исследования.
Давайте вспомним, какие игрушки были в разное время и поможем им вернуться домой.
Сегодня мы с вами будем путешествовать по необыкновенной реке, «реке времени». И познакомиться с историей от прошлого к настоящему. То, что было очень давно это мы назовём – древность, не очень давно мы назовем старина. А то что можно увидеть сейчас это будет-настоящее время.
Мы же будем путешествовать по реке,поэтому давайте представим, что мы плывём на корабле и посмотрим, куда мы приплывем сначала.
Педагог предлагает сесть на стульчики- корабль перед экраном.
1слайд – «Плывет кораблик»
- У нас воображаемое путешествие, давайте представим море и покажем волны, чтобы помочь нашему кораблику плыть.
Педагог предлагает повторять движения вместе (дети выполняют движения имитирующие волны)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Песню нашу напевай
И дельфинов догоняй.
-Мы приплыли, остановка, в какое время мы попали, давайте посмотрим.
Слайды 2-5 «Древность»
Как вы думаете, что это?
Послушайте загадку:
Ой, звенит она звенит
Всех игрою веселит.
Развесёлая игрушка
Это верно (погремушка)
Появилась первая игрушка в очень и очень далекие времена, когда на Земле еще обитали первобытные люди. И была это погремушка - она помогала отпугивать зверей от детей. (слайд 3)
Как вы думаете, из чего они изготовлены? Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. (слайд 3)
Мастера старались передать в игрушке реальность окружающего мира: игрушка-кошка с открытой пастью, тигр со своей жертвой и многое другое. (слайд 4) Тысячи лет назад дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они - были сделаны из камня, керамики и дерева. (слайд 5)Раньше игрушки хранили в сундуках, относились к ним очень бережно.
Это время называется «Древность». Но пора плыть по нашей реке дальше.
Слайд 6 «Плывет кораблик»
-Ой, что-то с погодой. Как сильно дует ветер (звучит шум ветра, волн, поможем нашему кораблику плыть.
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Песню нашу запевай
И дельфинов догоняй.
-Мы были в древности и приплыли еще в одно время? Давайте посмотрим какое это время. Как вы думаете?
- Слайды 7-10
Это Русь, Россия. Первыми игрушками на Руси были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. (слайд 7) А потом ребенок получал мячи, волчки, свистульки, куклы. (слайд 8) Когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки, стали известными дымковская игрушка, городецкая. (слайд 9) Затем придумали автомобили и стали появляться игрушечные автомобили, поезда и другой вид транспорта. (слайд 10). И вид игрушек тоже менялся : мишки, зайчики, куклы стали делать на фабриках из разных материалов : резиновые, пластмассовые, шить из меха, ткани. Это время мы назовем «Старина». Но опять в путь.
Слайд 11 «Плывет кораблик»
-Как же жарко стало, солнце светит очень ярко, нужно надеть панамки и кепки
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Песню нашу запевай
И дельфинов догоняй.
Мы приплыли, остановка, в какое время мы попали, давайте посмотрим.
Слайд 11-15 «Наше время»
Мы приплыли, остановка.
Вам такие игрушки знакомы? Где вы их могли увидеть?
Какой большой выбор игрушек матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры, а так же есть музыкальные и с Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, а так же появились игрушки с батарейками. Это время можно назвать «Наше время или современность»
Слайд 16 «Плывет кораблик»
-Нам нужно отправляться в путь, нас ждут игрушки.
Мы опять плывем по морю,
Возвращаться нужно вскоре
Песню нашу запевай
И дельфинов догоняй.
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы теперь сможем помочь нашим игрушкам попасть в свое время.
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
Мы теперь сможем помочь нашим игрушкам?
В каком времени все таки живут наши игрушки, вы куда бы отнесли.
- Вспомните, я говорила, что коробка загадочная. Сейчас мы поможем игрушкам вернуться в свое время на реке времени. Педагог достает из коробки макет реки. Помните, я говорила будет сюрприз? (открывается коробка достаётся лента)
Это у нас лента «Река времени» – как вы думаете что означает река времени? Что здесь должно быть?
Педагог достает из коробки картинки «Древность», «Старина», «Наше время». Давайте расположим по нашей реке времени эти картинки.
-Сейчас мы мы тоже «поколдуем» - будем раскладывать картинки с игрушками на нашей реке времени. Кто первый увидит картинку с изображением наших игрушек, тот и выбирает время и место, где они живут. И они смогут вернуться в свое время. Но сначала нужно выбрать себе пару для выполнения задания. Педагог помогает разбиться на пары, которые будут находить иллюстрации игрушек одного периода времени
4. Работа в парах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
(звучит спокойная мелодия)
5. Подведение итогов и рефлексия
-Ребята, давайте проверим, правильно ли мы разместили картинки на «реке времени»?
Посмотрите какая у нас получилась река…
-Что мы с вами сегодня делали, чем занимались?
-Мы узнали что-то новое? Что?
-А ещё что сделали?
-Вам понравилось путешествовать?
- А что было самым интересным?
- А где было трудно?
Рефлексия
Каждому ребёнку предлагаются рыбки зелёного, жёлтого, красного цветов. На столе лежит макет аквариума.
-Я предлагаю вам подумать и выбрать рыбку в соответствии с тем мнением, которое у вас сложилось. И пустить рыбку в наш аквариум - зелёная – очень понравилось, хотели бы еще так путешествовать; жёлтая – понравилось, но не все получалось; красная – не понравилось совсем или было трудно и неинтересно.
- А теперь давайте закроем нашу коробку с историями до следующего путешествия.
-Наше путешествие закончилось, но мы можем еще много интересного узнать, если спросим родителей, дедушек и бабушек сохранились ли старинные игрушки или фотографии. Можно попросить принести их в садик, чтобы все посмотрели. Внимательно рассмотрите вечером свои игрушки, не попались ли там игрушки другого времени и завтра расскажите нам.
Дети свободно играют в группе.
Дети высказывают предположения: старинные…
их кто – то оставил, принесли дети
- поиграть, развеселить
Дети высказывают свои предложения.
Дети садятся на стульчики – корабль. Рассматривают иллюстрацию плывущего корабля.
Дети повторяют за педагогом и имитируют движения волн
Дети рассматривают слайды (видеоряд «Древность», разгадывают загадки, делятся впечатлениями
Педагог слушает варианты детей
Слайд 6 «Плывет кораблик»
Дети повторяют слова песенки и имитируют движения бушующих волн.
Дети рассказывают, называют игрушки, которые узнали, делятся впечатлениями.
Дети рассматривая слайды, узнают игрушки, которым собирались помочь,
Иммитационное упражнение «Плывет кораблик»
Дети проговаривают вместе с педагогом слова и имитируют движения волн.
Дети вместе с педагогом рассматривают слайды.
Иммитационное упражнение «Плывет кораблик»
Дети повторяют слова песенки и имитируют движения бушующих волн.
Да сможем
Предположения детей : время, которое мы назвали «»старина»
Дети рассматривают картинки и предлагают расположить по порядку, затем раскладывают на макете.
дети распределяются по парам, выбирают картинку и раскладывают иллюстрации
Кто то из детей находит иллюстрацию игрушки и сопоставляет в реке времени и дети называют из какого времени появилась игрушка.
Красивая, длинная, разноцветная
Какие игрушки были раньше? Из чего были сделаны
Помогли игрушкам попасть в свое время.
Педагог слушает высказывания детей
дети определяются со своей позицией и выкладывают в аквариум рыбок.
Дети помогают убрать материал в коробку вместе с игрушками.