Елена Радченко
Конспект интегрированного музыкально-познавательного занятия. Путешествие в Испанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Аленушка»
Конспект интегрированного музыкально-познавательного занятия
для детей подготовительной группы
тема: «Путешествие в Испанию»
Автор: Радченко Е. В.
Музыкальный руководитель МДОУ детского сада «Аленушка», г. Константиновска, 2012 год
Цель: Знакомство детей с музыкальной культурой и традициями Испании.
Публикация «Конспект интегрированного музыкально-познавательного занятия, Путешествие в Испанию» размещена в разделах
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальной и танцевальной культурой Испании.
-познакомить детей с национальными традициями (маскарад, коррида, карнавал) и народными костюмами Испании.
-продолжать развивать умение чувствовать характер музыки, передавать его танцевальными средствами.
-закрепить умение ориентироваться в пространстве (двигаться змейкой, по кругу, квадрату, диагонали и т. д.)
-повторять ритмический рисунок за педагогом и самостоятельно придумывать его.
-уметь повторять за педагогом элементы испанского танца с последующим самостоятельным выполнением.
-познакомить с народными музыкальными инструментами Испании (кастаньеты) и обучит простейшим приёмам игры на них.
-формировать умение импровизировать под музыку.
Развивающие:
-развивать интерес к культуре Испании.
-продолжать развивать навык двигаться ритмично с характером музыки.
-развивать ритмический слух.
-развивать фантазию и творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать интерес, уважение к мировой народной культуре разных стран мира.
-формировать личностные качества детей внутреннюю свободу, коммуникабельность, организаторские
способности
Конспект занятия.
Дети входят в зал с воспитателем. Осматриваются, не находят в зале музыкального руководителя, удивляются.
Звучит фонограмма «Ветер перемен». «Влетает» в зал Мери Поппинс.
Мери Поппинс:
Здравствуйте, дети! Я, Мери Поппинс! Ольга Валентиновна, очень занята, и попросила меня провести для вас занятие.
Есть в музыке и танце
Движенье, ритм и тон,
А мы начнем занятие
И сделаем - поклон.
Выполняют поклон.
Мой ветер перемен переносит меня из страны в страну, я няня-Волшебница учу детей главным в жизни вещам: умению видеть необычное в обычных вещах и не бояться любых перемен.
А вы любите путешествовать? (Ответ детей)
Тогда вперед навстречу приключениям!
Вот волшебная карта, а мой помощник зонтик укажет страну, которую мы с вами посетим!
(звучит музыка, зонтик «вращается» в руках Мери Поппинс, «указывает» страну на карте)
Слайд №1 – Испания
Мери Поппинс:
Ребята, Волшебный зонтик нам указал на страну Испанию. Кто-то из вас был в Испании? А кто знает что-то интересное про эту страну?
Испания - это замечательная страна. Она славится не только апельсинами и корридами. Испания – музыкальная страна. Её жители замечательные певцы и танцоры. Вы хотите узнать еще много интересного про Испанию?
Отправляемся!
(под музыку Мери Поппинс раскрывает зонтик, поднимает его над детьми и вращает).
СЛАЙД №2- Карнавал (звучит карнавальная музыка)
Мери Поппинс:
Мы попали на карнавал!
Карнавал - самый известный праздник в Испании. Маскарад - одно из обязательных действ карнавала. Участники карнавальных шествий соревнуются между собой в изготовлении масок и костюмов. Не правда ли, они очень яркие, праздничные.
Слайд №3 – Карнавальное шествие
Мери Поппинс:
Каждый участник карнавального шествия должен иметь свой удивительный и неповторимый наряд. Давайте и мы с вами возьмем из моего саквояжа элементы испанского костюма и присоединимся к карнавальному шествию.
Девочки прикалывают цветки, а мальчики на голову повязывают красные косынки.
Я вижу, вы готовы. А в каком направлении и по какому рисунку мы можем двигаться с вами, к примеру, по залу. (ответы детей)
Сейчас я задам с помощью хлопков и притопов ритмический рисунок и буду ведущей нашего шествия, а вы будете повторять ритм и двигаться за мной.
Затем мы поменяемся. До кого дотронусь я, тот и будет ведущим нашего шествия.
Слайд №4 – Национальный костюм
Мери Поппинс:
Мы с вами на карнавале используем элементы испанской одежды, давайте рассмотрим национальный испанский костюм
Женщины надевают широкие юбки в виде колокола, кофту с рукавами, передник, шаль или платок, повязывают на груди, на голове у них косынка или цветок.
А мужской наряд состоит из укороченных, до колен, штанов, гетр, рубашки и короткой курточки (иногда жилеты). На голове у испанца шляпа или платок.
Основные цвета одежды, как у мужчин, так и у женщин черные, красные и белые.
Правда, испанские костюмы очень красивые?
В Испании, как и в России, национальный костюм не носят в повседневной жизни. Его одевают в основном на праздник или на национальный фестиваль. Для того чтобы принять участие в испанском празднике, недостаточно надеть национальный костюм. Нужно еще и уметь танцевать, как испанцы. Хотите я вас научу? Давайте пройдем на середину зала и разучим некоторые движения.
Разминка на середине зала
Упр. №1
Хлопки ладонями
Упр. №2
Поочередно удар каблуком
Упр. №3
Хлопки ладонями с ударом каблуком.
Упр. №4
Руки в сторону, вверх, к бедрам (в испанском характере)
Упр. №5
Выпады в сторону с руками (вправо – правая рука, влево – левая рука)
Упр. №6
Выпады вперед (руки понимаем вверх - в испанском характере)
Упр. №7
Кружимся дробным шагом.
Упр. №8
Выставление ноги вперед на носок (приставлять с ударом каблуком об пол)
Упр. №9
Шаг с носка по кругу
(Повторить под музыку «Испанский танец» П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»).
Слайд №7 – Коррида
Мери Поппинс:
Ребята, мы попали на корриду!
Коррида – это истинный дух Испании. Олицетворение мужества и храбрости ее народа. Коррида целый спектакль, в котором матадор один из главных героев выходит на ринг, и как вы видите, он ведет бой с быком. Матадора еще называют тореадором. Испанцы корриду воспевают в песнях, изображают в танцах. Я предлагаю вам послушать «Куплеты тореадора» из оперы «Кармен», композитора Жоржа Бизе.
Давайте присядем на стульчики и послушаем. Обратите внимание: какая музыка по характеру, какой темп музыки?
Звучит музыка «Куплеты тореадора» из оперы «Кармен» композитора Джорджа Бизе
Вы слышите не просто музыку, а рассказ - о корриде, о том, как отважные тореадоры выходят на бой с быками и сражаются с ними.
Кто мне скажет, какая музыка по характеру, темпу?
А сейчас мы корриду изобразим в танце, мальчики будут выполнять партию тореадоров, а девочки – быков.
Танец: «Коррида»
Муз часть движения
Вступление
1-2такты
3-4такты
5-6такты
7-8такты
9-10такты
11-12такты
13-16такты
17-18 такты
19- 20 такты
21-22такты
23-24такты Выходят мальчики, потом девочки
Хлопки выполняют мальчики. Длительность - четвертные
Хлопки выполняют девочки. Длительность - восьмые
Притопы выполняют мальчики. Длительность - четвертные
Притопы выполняют девочки. Длительность - восьмые
Выпады в сторону (рука открывается в сторону)
Выпад вперед (руки вверх, возвращаются в и. п. (руки к бедрам)
Выполняют одновременно хлопки и притоп каблуком пр. н.
Девочки обходят мальчиков – шагом с носка
Мальчики обходят девочек – дробным шагом
Выпад вперед (руки вверх, возвращаются в и. п. (руки к бедрам)
Обходят круг, каждый в свою сторону
Мери Поппинс:
Дети, у вас получился замечательный рассказ о корриде. Я увидела в вашем танце храбрость матадоров и ловкость быков. Предлагаю отдохнуть и посмотреть, как испанский танец исполняют профессиональные танцоры. Присаживайтесь на стульчики, сейчас вы увидите в исполнении ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева «Арагонскую хоту»
Видео-просмотр «Арагонской хоты» в исполнении ансамбля народного танца им. Моисеева.
Музыку к этому танцу написал наш русский композитор Михаил Иванович Глинка.
по названию местности в Испании, где он произошёл. Это - быстрый танец с приветствиями, скачками и прыжками, ударами ног во время подскакивания. Ребята, какая по темпу музыка? А по характеру? Обратите внимание - у женщин в руках разноцветные ленточки, а у мужчин - кастаньеты. А вы знаете, что такое кастаньеты? - Это музыкальный инструмент.
Слайд № 9 –кастаньеты (рассказывает о кастаньетах)
Кастаньеты используются для ритмического аккомпанемента танцу. Их изготавливают из твердых пород дерева, таких как чёрное дерево, палисандр и каштан. При игре кастаньета крепится на большой палец каждой руки с помощью шнурка, которым скреплены две половинки кастаньеты.
Хотите научиться играть на кастаньетах?
(дети пробуют играть на кастаньетах)
А теперь давайте вместе повеселимся на карнавале и потанцуем с кастаньетами, как вам захочется.
Танец – импровизация
Мери Поппинс:
Мне очень понравилось, а вам? Но пора возвращаться домой, в детский сад.
(Звучит музыка «Ветер перемен». Мери Поппинс раскрывает свой зонтик, крутит его в руках, высоко подняв над головами детей)
Мери Поппинс:
Вот мы и вернулись, попрошу вас снять цветы, кастаньеты, косынки и положить в мой саквояж…Спасибо. Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам запомнилось?
Есть в музыке и танце
Движенье ритм и тон.
А мы закончили занятие
И сделаем - поклон.
Я так замечательно провела с вами время.
На прощание я хочу подарить вам диск с испанскими мелодиями, чтобы вы могли продолжить обучение испанскому танцу с Еленой Вячеславовной.
Мери Поппинс и дети прощаются и под музыку выходят из зала.