Надежда Васильевна Мильгунова
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- развивать диагностическую речь, учить согласовать существительные и прилагательные,
- продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома,
- закрепить понятие «круговорот воды в природе»
- учить детей сравнивать свойства пластмассы и бумаги, делать заключение
Цель:
- показать необходимость воды для всего живого
- прививать детям навыки экономного расходования воды
- воспитывать у детей бережное отношение к неживой природе
Развивающая среда :
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- атрибуты к занятию – Капелька (грустная и веселая)
- панно «Что находится в воде и под водой»
- схема – с изображением воды карточки-подсказки
- облака разной формы
- река (оформление берега)
- атрибуты к игре «волшебные круги»
- схема «Круговорот воды в природе»
- атрибуты к опыту «Кораблики для путешествия»
Действующие лица:
- воспитатель
- дети
- капельки (шаблоны)
Здравствуй, небо ясное!
Здравствуй, солнце красное!
Здравствуй воздух и вода!
Вас приветствуем всегда!
Утром рано просыпайся
И водичкой умывайся.
Ведь взбодриться всегда
Помогает всем вода!
Дети, какие водоемы вы знаете (моря, реки, озера, ручейки, болота, лужи).
В. – Ребята у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Прежде чем отправиться мы должны вспомнить наши правила работы с водой, песком.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог.
И никто здесь не промок.
С песком:
Если сыпнешь ты песок
Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь
Никогда его не тронь.
В. – молодцы ребята.
(включается кран и течет вода, можно включить шум воды)
В. - Ребята вы слышите, что-то шумит, (выходите из столовой) что это?
Дети: шум воды, вода течет и т. д.
В. - А откуда этот звук?
Д. –из умывальной комнаты.
В. - Наверное кто-то забыл закрыть кран. Помоги мне его закрыть___
Р. -Закрывай покрепче кран.
Чтоб не вытек океан.
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей.
В. - (выходит из умывальной комнаты с Капелькой здоровается)
Капелька к нам пришла в гости из крана. Что это?
Д. – вода.
В. - Она принесла вам карточки – подсказки. Что они вам шепчут?
(на стене по одной открывать и показывать детям)
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
- вода течет, вода разливается, вода прозрачная, вода не имеет цвета, вода не имеет формы, вода не имеет вкуса, вода не имеет запаха, вода отражает предметы.
В. - А для того чтобы узнать, откуда вода появилась в кране, мы вместе с капелькой отправимся в путешествие. Посмотрите на небо? Что вы видите? Облака имеют отношения к воде? Какие они?
Д. -(белые, кудрявые, голубые, пушистые, легкие, серые, темные, тяжелые)
Но они еще и разной формы:
Р. - Я сегодня видел сам:
Слон летел по небесам,
Превратился он в верблюда-
Это было просто чудо.
В. - А какие облака вы видите? Кого они вам напоминают?
Д. – медведя, зайца, конфету, птицу.
В. - Вы случайно не знаете, почему их так много и они вовсе не белые?
Д. - Скопилось много воды, облака стали серыми, хмурыми, тяжелыми.
В. -Сейчас наверное пойдет дождь.
ИГРА – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КАПЛЯ РАЗ…»
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва
Кап, кап, кап (медленные хлопки)
Капля, каплю догоняет (быстрые хлопки)
Стали капли поспевать…
Зонтик поскорей откроем – от дождя себя укроем.
(имитационные движения «спрячемся от дождя»)
В. - Что такое дождь?
Д. - это тоже вода
(заходим в группу)
В. - Посмотрите, сколько дождь налил воды. Что появилось?
Д. - лужи, ручейки
В. - Когда мы наблюдаем такую картину?
Д. - это происходит в пасмурную погоду. Капельки падают и образуют лужи, ручейки.
В. - А если они друг с другом соединяться, то что получится?
Д. - образуется река.
В. - Вот и у нас получилась река. Располагайтесь по удобнее на берегу реки и отгадайте загадки:
Не зеркально, а смотреться можно?
Д. –вода.
Кто век бежит и не устает?
Д. –вода.
В. -Правильно а теперь скажите, что находится в воде и под водой?
Д. – рыбы, лягушки, камни, песок, водоросли, медузы и т. д.
В. - Что вы видите на воде?
Д. - корабль, лодку, птиц, жуков, людей и т. д.
В. - А над водой?
Д. - солнце, облака, самолет, бабочки, птиц.
В. - Молодцы, а сейчас проведем физкультминутку.
Встаньте дети улыбнитесь и
Вокруг все оглянитесь
Вот и камушки лежат
И на вас они глядят.
В руки камушки возьмите и на них вы посмотрите.
Вперед руки протяните, а потом их разведите.
Дружно мы вперед пойдем,
Камушки с собой возьмем,
А потом мы все присядем и немножко постучим
Вот как весело нам стало начинаем все с начала.
(переходим постепенно друг за другом через мост с камушками, спина прямая и слаживаем в коробку камни)
Отправляемся дальше в путешествие.
В. - Теперь поиграем с волшебными кругами. Слушайте меня внимательно. В нашем круге должно лежать все живое. Что останется вне круга?
Д. - все неживое.
В. - Почему оно неживое?
Д. - потому что не растет, не питается.
В. - молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Скажите мне, откуда появилась вода в реке?
Д. - из облаков, облака нахмурились, им стало тесно, и пошел дождь, потекли ручейки, появились реки.
В. - сейчас мы с вами попробуем изобразить это с вами: заодно поиграем в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя.
(звучит музыка, напоминающая дождь)
В. - Я ребята мама тучка, а ребята – вы будете мои детки – капельки, нам пора отправляться в путь (музыка).
(капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама тучка показывает, что им делать).
В. - полетели капельки на землю…
Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
Капельки составляют ручей, взявшись за руки.
В. - встретились ручейки и стали большой рекой.
Ручейки соединяются в одну цепочку.
В. - плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан.
Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу.
В. - плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернутся. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.
В. - испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
В. - молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Как можно назвать одним словом то, что мы с вами сейчас изображали?
Д. - круговорот воды в природе.
В. - обратите внимание на схему
Р. - по схеме закрепляет это явление.
В. - послушайте мой рассказ о том, как наша капелька путешествовала дальше :
Человек направил капельку воды из рек в трубы. Воду из реки пить можно?
Д. - нет.
В. - почему?
Д. - она не чистая и человек может заболеть. Чтобы этого не произошло, воду специально очищают, и только потом она поступает в краны.
В. - представляете какойдолгий путь был у нашей капельки. Посмотрите, что с ней случилось? Капелька какая? Капелька почему-то стала грустной. Наверное, не знает, для чего она нужна. Как вы думаете, для чего она нужна?
Д. - чтобы мыть руки, стирать, готовить еду, купаться, пить, поливать цветы, без воды и чаю не попьешь.
Капелька стала улыбаться значит вы все правильно ответили.
В. - но главное, вода нужна, чтобы утолить жажду человека, растений, животных.
А что произойдет, если люди не выключат краны?
Д. - весь мир погибнет, в том числе и рыбы, все реки вытекут, человеку не чем будет питаться и нечего пить.
В. - вот послушайте стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдет немного лет,
И нет водицы - нет, нет, нет.
Так что же надо делать дальше, чтобы вода не исчезла?
Д. - надо экономить воду, беречь ее, не загрязнять водоемы, реки.
В. - наше путешествие заканчивается и капельке нужно возвращаться домой. У нас есть кораблики в уголке экспериментирования (подходим и предлагаем варианты средств передвижения).
Проверим готовность наших кораблей. (берем бумажный кораблик – из салфетки и опускаем в воду).
Д. - утонул. Он был легким, бумажным. Бумага не прочная, она впитывает воду.
В. - сможет наша капелька добраться до дома.
Д. - нет.
В. -а на таком сможет капелька путешествовать? Почему?
Д. - да, он из пластмасса, из более прочного материала. Она хоть и легкая, но прочная и не впитывает воду.
В. - скажем волшебные слова и капелька отправится домой.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Д. - прощаются с капелькой. До свидания.
В. - подведем итог нашему занятию : что узнали? Кому помогли? (капельке)
Чем сегодня занимались?
Д. - путешествовали с капелькой : беседовали о воде, играли в игру, проводили опыты.
В. - Что вам больше всего запомнилось? Что вы для себя взяли на заметку?
Д. - о круговороте, о пользе воды, что ее нужно беречь, кран закрывать, экономить. Без нее прожить трудно.
Итог подведет нам___
Д. - мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить.
Песня «умывальная».
В конце угостить детей и гостей натуральным соком.