Ирина Лаптева
«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для создания конспекта использовала в своей работе методы технологии ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления- Теория решения изобретательских задач). На протяжении пяти лет в ДОУ ведется экспериментальная работа по внедрению современных образовательных технологий. Данное занятие построено на методе «Морфологическая таблица» автор Ф. Цвикки и метода «Элемент – Признак – Значение имени Признака». Морфологический анализ это один из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста, а модель «Элемент – Признак – Значение имени Признака» позволяет изучить различные объекты используя широкий спектр значений признаков (например, стол не только большой и квадратный а еще и теплый, гладкий, деревянный, имеет части, может звучать, на вкус несъедобный, коричневый, находится в комнате, может изменяться во времени, пахнет деревом и т. д.). К концу первой младшей группы дети знают 12 признаков объектов и умеют задавать вопрос от имени значка признака (все признаки имеют свою схему). Применение этих методов позволяет в доступной форме показать изменчивость признаков объектов окружающего мира даже самым маленьким детям. Данное средство формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности. Изучая, методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ мы решили, что морфологическая таблица будет интересной и полезной для решения педагогической проблемы, в данном случае, обучению детей различию признаков объектов.
Публикация «„Путешествие по волшебной дорожке“, Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе» размещена в разделах
По вертикали обозначены виды животных (картинками) которые дети выбирают сами, на горизонтали – значки признаков. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животных.
Учитывая возрастные особенности детей, была организована работа по "Волшебной дорожке" с двумя вертикальным показателями (животные) и тремя горизонтальными показателями ( значками признаков: части, цвет, размер). Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. В занятии так же был использован метод круги Луллия, (волшебные круги) как метод для ознакомления с окружающим миром.
Игры и задания, основанные на моделях ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с детьми в современных условиях.
В качестве основы для создания конспекта использовала литературу: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников» (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений
Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру
для детей первой младшей группы
«Путешествие по волшебной дорожке»
Воспитатель: Лаптева Ирина Анатольевна
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей определять значение имени признака объекта, используя схемы.
2. Развивать комбинаторные способности через закрепление имен признаков.
3. Уточнить, расширить, обогатить знания детей о различии птиц от зверей, о месте проживания животных.
4. Развивать мышление, доказательную речь и познавательную активность.
5. Упражнять в составлении простых предложений.
Материал к занятию: Картинки: картинки с изображениями птиц и зверей, фонограмма птиц, символы-значки. Квадраты разного цвета (красного, желтого, черного, коричневого, морфологическая таблица, круги Луллия.
Организационный момент
Игра «Теремок»
стульчики в группе стоят в кругу, на них лежат картинки, на которых изображены животные.
Воспитатель:
-Ребята, поиграем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок не высок, не высок кто в теремок зайдет, кто на картинке назовет.
Дети по очереди заходят в воображаемый теремок поднимают картинку и называют животное (звери и птицы).
Мотивация
звучит фонограмма
(каркает ворона)
Воспитатель:
-Ребята, вы слышите, что это за звуки?
Дети отвечаю, что это каркает ворона.
Ответы детей из собственного опыта.
Морфологическая таблица
Объект - Ворона
Воспитатель:
- Ворона это кто? Птица или зверь? Почему? У кого на картинке ворона? Ребята, давайте с вороной отправимся гулять по волшебной дорожке.
Педагог предлагает поставить картинку с изображением вороны на морфологическую таблицу.
Воспитатель: что это за значки, я забыла.
Дети: значки признаков.
Педагог уточняет название признаков и обозначение их схемами
-Наша ворона гуляла и встретилась со значком, ребята, а что это за значок.
Дети: значок признака части.
- Какой вопрос задает значок признака.
Дети: Объект, какие у тебя есть части.
Дети перечисляют части: крыло, клюв, лапки, хвост.
Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.
-Отправилась ворона дальше гулять и встретилась с другим значком, а что за значок?
Дети: признак цвета
- Какой вопрос задает значок признака цвета?
Педагог предлагает детям задать вопрос от имени значка признака цвета
Один ребенок задает вопрос
-Ворона Какая ты по цвету?
Другой ребенок отвечает
-Ворона по цвету черная. (На столе среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко морфологической таблицы).
-Ребята, а кто больше ворона или медведь?
Дети: Медведь большой, ворона маленькая.
-Покажите, какая ворона маленькая, покажите какой медведь большой. (Показывают)
-А какой это признак?
Дети: признак размера. (Находят среди значков признаков, размер и вставляют в окошко)
что умеет делать ворона?
Дети показывают, что делает ворона. (Клевать, летать и т. д)
Воспитатель:
- Ребята, а с кем вы еще хотите погулять по волшебной дорожке?
Ребенок выбирает самостоятельно картинку с изображение зверя (например медведь) ставить на морфологическую таблицу.
-Какой признак обозначает этот значок? Какой вопрос задает наш значок?
Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.
Дети: объект, какие, у тебя части? Перечисляют части: лапы, голова, хвост.
-Пошел медведь дальше гулять. А этот, ребята, значок что обозначает? Какой вопрос задает значок признака цвета.
Педагог побуждает детей задавать вопросы от имени значка, можно попросить несколько детей спросить и ответить.
Дети: признак цвета
Дети: Объект, какой ты по цвету.
Медведь по цвету коричневый (среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко).
- Отправился медведь дальше и встретился, ребята, со значком, какого признака, какой вопрос он задает?
Дети: значок признака размер, объект, какой ты по размеру?
- Кто больше медведь или ворона.
-что умеет делать медведь?
Дети: Медведь (показывают, как двигается медведь, как рычит и т. д.)
Воспитатель:
- Ребята, с кем мы путешествовали по волшебной дорожке
- Ребята, а ворона это зверь или птица?
- А медведь? Почему?
-Ребята, я забыла, медведь летает, а ворона?
-Какие части есть у вороны и у медведя.
-Помогите мне вспомнить: ворона по цвету какая, а медведь?
-Ребята, а медведь по размеру какой, а ворона?
Педагог предлагает показать размер и действия животных.
Прием, когда воспитатель забывает что-то или путает, развивает у детей наблюдательность и внимание, а так же вносит в занятие юмор.
- Ребята, наши птицы и звери устали и хотят отдохнуть, давайте, найдем для них дома, с помощью чудесных колец.
Кольца Луллия: Два круга на одном изображены животные, на другом их жилище. Дети должны совместить окошки, чтобы совпал правильный ответ.
Педагог наблюдает и руководит деятельность детей. Добивается от некоторых детей полных ответов. Для детей с плохой речью ответов одним словом.
-Как ты думаешь, где живет лиса, медведь, синица?
Побуждает всех детей к деятельности и составлению простых предложений.
Дети подбирают дома для животных, используя круги Луллия, отвечает на вопросы воспитателя.
-Синица живет в гнезде
-Медведь живет в берлоге.
-Белка живет в дупле.
-Лиса живет в норе. и т. д.
В заключении воспитатель благодарит детей за занятие, говорит, что они молодцы, умницы, гладит всех по голове, награждает их аплодисментами и предлагает перейти к другой деятельности.