Папки-передвижки

«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе

Ирина Лаптева
«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Для создания конспекта использовала в своей работе методы технологии ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления- Теория решения изобретательских задач). На протяжении пяти лет в ДОУ ведется экспериментальная работа по внедрению современных образовательных технологий. Данное занятие построено на методе «Морфологическая таблица» автор Ф. Цвикки и метода «Элемент – Признак – Значение имени Признака». Морфологический анализ это один из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста, а модель «Элемент – Признак – Значение имени Признака» позволяет изучить различные объекты используя широкий спектр значений признаков (например, стол не только большой и квадратный а еще и теплый, гладкий, деревянный, имеет части, может звучать, на вкус несъедобный, коричневый, находится в комнате, может изменяться во времени, пахнет деревом и т. д.). К концу первой младшей группы дети знают 12 признаков объектов и умеют задавать вопрос от имени значка признака (все признаки имеют свою схему). Применение этих методов позволяет в доступной форме показать изменчивость признаков объектов окружающего мира даже самым маленьким детям. Данное средство формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности. Изучая, методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ мы решили, что морфологическая таблица будет интересной и полезной для решения педагогической проблемы, в данном случае, обучению детей различию признаков объектов.

Публикация «„Путешествие по волшебной дорожке“, Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе» размещена в разделах

По вертикали обозначены виды животных (картинками) которые дети выбирают сами, на горизонтали – значки признаков. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животных.

Учитывая возрастные особенности детей, была организована работа по "Волшебной дорожке" с двумя вертикальным показателями (животные) и тремя горизонтальными показателями ( значками признаков: части, цвет, размер). Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. В занятии так же был использован метод круги Луллия, (волшебные круги) как метод для ознакомления с окружающим миром.

Игры и задания, основанные на моделях ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с детьми в современных условиях.

В качестве основы для создания конспекта использовала литературу: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников» (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений

Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру

для детей первой младшей группы

«Путешествие по волшебной дорожке»

Воспитатель: Лаптева Ирина Анатольевна

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей определять значение имени признака объекта, используя схемы.

2. Развивать комбинаторные способности через закрепление имен признаков.

3. Уточнить, расширить, обогатить знания детей о различии птиц от зверей, о месте проживания животных.

4. Развивать мышление, доказательную речь и познавательную активность.

5. Упражнять в составлении простых предложений.

Материал к занятию: Картинки: картинки с изображениями птиц и зверей, фонограмма птиц, символы-значки. Квадраты разного цвета (красного, желтого, черного, коричневого, морфологическая таблица, круги Луллия.

Организационный момент

Игра «Теремок»

стульчики в группе стоят в кругу, на них лежат картинки, на которых изображены животные.

Воспитатель:

-Ребята, поиграем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок не высок, не высок кто в теремок зайдет, кто на картинке назовет.

Дети по очереди заходят в воображаемый теремок поднимают картинку и называют животное (звери и птицы).

Мотивация

звучит фонограмма

(каркает ворона)

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите, что это за звуки?

Дети отвечаю, что это каркает ворона.

Ответы детей из собственного опыта.

Морфологическая таблица

Объект - Ворона

Воспитатель:

- Ворона это кто? Птица или зверь? Почему? У кого на картинке ворона? Ребята, давайте с вороной отправимся гулять по волшебной дорожке.

Педагог предлагает поставить картинку с изображением вороны на морфологическую таблицу.

Воспитатель: что это за значки, я забыла.

Дети: значки признаков.

Педагог уточняет название признаков и обозначение их схемами

-Наша ворона гуляла и встретилась со значком, ребята, а что это за значок.

Дети: значок признака части.

- Какой вопрос задает значок признака.

Дети: Объект, какие у тебя есть части.

Дети перечисляют части: крыло, клюв, лапки, хвост.

Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.

-Отправилась ворона дальше гулять и встретилась с другим значком, а что за значок?

Дети: признак цвета

- Какой вопрос задает значок признака цвета?

Педагог предлагает детям задать вопрос от имени значка признака цвета

Один ребенок задает вопрос

-Ворона Какая ты по цвету?

Другой ребенок отвечает

-Ворона по цвету черная. (На столе среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко морфологической таблицы).

-Ребята, а кто больше ворона или медведь?

Дети: Медведь большой, ворона маленькая.

-Покажите, какая ворона маленькая, покажите какой медведь большой. (Показывают)

-А какой это признак?

Дети: признак размера. (Находят среди значков признаков, размер и вставляют в окошко)

что умеет делать ворона?

Дети показывают, что делает ворона. (Клевать, летать и т. д)

Воспитатель:

- Ребята, а с кем вы еще хотите погулять по волшебной дорожке?

Ребенок выбирает самостоятельно картинку с изображение зверя (например медведь) ставить на морфологическую таблицу.

-Какой признак обозначает этот значок? Какой вопрос задает наш значок?

Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.

Дети: объект, какие, у тебя части? Перечисляют части: лапы, голова, хвост.

-Пошел медведь дальше гулять. А этот, ребята, значок что обозначает? Какой вопрос задает значок признака цвета.

Педагог побуждает детей задавать вопросы от имени значка, можно попросить несколько детей спросить и ответить.

Дети: признак цвета

Дети: Объект, какой ты по цвету.

Медведь по цвету коричневый (среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко).

- Отправился медведь дальше и встретился, ребята, со значком, какого признака, какой вопрос он задает?

Дети: значок признака размер, объект, какой ты по размеру?

- Кто больше медведь или ворона.

-что умеет делать медведь?

Дети: Медведь (показывают, как двигается медведь, как рычит и т. д.)

Воспитатель:

- Ребята, с кем мы путешествовали по волшебной дорожке

- Ребята, а ворона это зверь или птица?

- А медведь? Почему?

-Ребята, я забыла, медведь летает, а ворона?

-Какие части есть у вороны и у медведя.

-Помогите мне вспомнить: ворона по цвету какая, а медведь?

-Ребята, а медведь по размеру какой, а ворона?

Педагог предлагает показать размер и действия животных.

Прием, когда воспитатель забывает что-то или путает, развивает у детей наблюдательность и внимание, а так же вносит в занятие юмор.

- Ребята, наши птицы и звери устали и хотят отдохнуть, давайте, найдем для них дома, с помощью чудесных колец.

Кольца Луллия: Два круга на одном изображены животные, на другом их жилище. Дети должны совместить окошки, чтобы совпал правильный ответ.

Педагог наблюдает и руководит деятельность детей. Добивается от некоторых детей полных ответов. Для детей с плохой речью ответов одним словом.

-Как ты думаешь, где живет лиса, медведь, синица?

Побуждает всех детей к деятельности и составлению простых предложений.

Дети подбирают дома для животных, используя круги Луллия, отвечает на вопросы воспитателя.

-Синица живет в гнезде

-Медведь живет в берлоге.

-Белка живет в дупле.

-Лиса живет в норе. и т. д.

В заключении воспитатель благодарит детей за занятие, говорит, что они молодцы, умницы, гладит всех по голове, награждает их аплодисментами и предлагает перейти к другой деятельности.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 08:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лаптева (УИ 163967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД