Папки-передвижки

«Путешествие по сказкам на чудо-машине». Занятие по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе (5–6 лет)

Лидия Чечеткина
«Путешествие по сказкам на чудо-машине». Занятие по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Сургут

муниципального района Сергиевский Самарской области

Непосредственно образовательная деятельность

«Путешествие по сказкам на чудо-машине» с элементами ТРИЗ в старшей группе (5 – 6 лет)»

В рамках образовательной деятельности «Познание»

Воспитатель: Л. М. Чечёткина

Пос. Сургут 2014 г.

Цели;

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

Публикация «„Путешествие по сказкам на чудо-машине“, Занятие по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе (5–6 лет)» размещена в разделах

- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

- Повторить порядковый и количественный счет в пределах 10,

- Упражнять в определении объема жидких тел с помощью условной мерки,

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Социализация» :

- Побуждать детей решать сказочные задачи, используя различные ресурсы (время, величина);

- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,

- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).

Образовательная деятельность «Коммуникация» :

- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе.

Образовательная область «Физическая культура» :

- Развитие двигательной активности.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

- Развитие памяти детей. Формирование умения отгадывать загадки.

Образовательная область «Музыка» :

- Вовлекать детей в театрализованную деятельность. Создание эмоционального настроя

Материал :

- Изображение чудо-машины на фланелеграфе,

- Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,

- Карточки-схемы геометрических фигур,

- Изображение репки,

- Шапочки двойки, пятерки, волка,

- Изображения: Дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,

- Цифры от 1 до 10,

- Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,

- Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.

Предварительная работа: рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.

Ход НОД:

Организационный момент:

Игра с мячом в кругу.

Вопросы: - Назови все дни недели.

- Назови рабочие дни.

- Назови выходные дни.

- Назови части суток.

- Назови соседей числа …

- Кто стоит от тебя справа, слева?

Дети проходят за столы.

Говорю детям, что сегодня мы будем путешествовать по сказкам и помогать героям, попавшим в трудную ситуацию под девизом «Помоги всем и всегда».

Предлагаю вспомнить пословицы о дружбе.

1. Один за всех и все за одного.

2. Человек без друзей, что дерево без корней.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Старый друг лучше новых двух.

5. Сам погибай, а товарища выручай.

I ЧАСТЬ.

Воспитатель: Поедем мы не на простой машине, а на волшебной (обращаю внимание на изображение на фланелеграфе). Эта машина может не только ехать по дороге, но и выпускать крылья и перелетать через горы, закрывать стекла и переплывать реки. Но, машина еще не достроена.

Обращаю внимание детей на геометрические фигуры.

Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры: например: это четырехугольник большой, красного цвета; это четырехугольник маленький, желтого цвета.

Дети выбирают прямоугольник, квадрат, ромб, трапецию, достраивают машину. Обобщаю с детьми, что все выбранные фигуры – четырехугольники (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).

II ЧАСТЬ.

Загадываю детям загадку:

«Протянута нитка, но клубок не смотать» (Дорога).

Воспитатель: Теперь надо выбрать по какой дороге ехать.

Показываю изображения дорог разной длины на доске. Предлагаю назвать их от самой длинной, до самой короткой и наоборот. Даю задание показать дорогу не самую длинную, не самую короткую и не серую. Ребенок показывает голубую дорогу.

Воспитатель: По этой дороге, вымощенной голубым кирпичом, мы отправляемся в путь.

На обочине дороги встречаем двух девочек, в шапочках двойки и пятерки. Двойка расстроена тем, что в школе ее не любят. Предлагаю детям помочь двойке и сделать так, чтобы ее все полюбили. Дети предлагают сделать из двойки красивую пятерку. Переворачиваем двойку, она преображается в пятерку. Девочки садятся на места.

Путешествие продолжается. На обочине дороги видим под елочкой Колобка.

Говорю детям, что его хочет съесть лиса и предлагаю ему помочь. Спрашиваю детей, какой Колобок? (маленький, а если он станет очень маленьким, размером с маковое зернышко, то лиса не сможет его раскусить, он проскользнет у нее между зубами. А если Колобок станет большим-пребольшим, то лиса ударится о него как о стену и побоится трогать Колобка.

Колобок может пронестись мимо лисы с большой скоростью или катиться так долго, что лисе надоест его ждать, и она убежит охотиться на зайчиков.

Показываю изображение репки на доске. Обращаю внимание детей на то, что репка выросла большая-пребольшая, выше забора. Предлагаю придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке (помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик).

Затем прямой и обратный количественный счет в пределах десяти с показом цифр.

Воспитатель: Что делать, если репка вырастет маленькая-премаленькая? (Ее сможет отыскать в земле только мышка).

III ЧАСТЬ.

Воспитатель: На пути новое препятствие, послушайте загадку.

«Стоит красавица высокая, стройная, на голове венок из облаков» (Гора)

Выставляю изображение гор, разной высоты. Предлагаю назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.

Дети предлагают через них перелететь.

Воспитатель: мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через розовую гору).

Машина выпускает крылья (подставляем к машине 2 крыла).

Воспитатель: какой формы крылья? (Треугольники).

Опускаемся на луг, предлагаю сделать физкультминутку:

«Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши 3 хлопка, головой 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим

Обращаю внимание, как много цветов на лугу. Беру один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка. Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, го девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать. Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.

Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слова: мама, мир. Дети читают слова.

IV ЧАСТЬ.

Загадываю загадку.

«Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет» (Река)

Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.

Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).

Предлагаю закрыть стекла в машине, чтобы в салон не проходила вода. Спрашиваю, какой формы стекла? (Овальные).

Обращаю внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашиваю у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).

Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).

Буратино благодарит детей за помощь.

Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).

Волк (жалобно) : Помогите мне пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.

Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду? (Да)

Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.

Волк благодарит детей за помощь.

Воспитатель: пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад.

Дети проходят за столы.

Выставляю изображения репки, Колобка, Дюймовочки, Буратино, Серого волка на доске. Предлагаю назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Воспитатель: В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо - машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже.

Публикации по теме:

НОД по художественному творчеству (коллективная аппликация) «Загадочная Вселенная»НОД по художественному творчеству (коллективная аппликация) «Загадочная Вселенная» Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №276 Дошкольное отделение №2 Конспект непосредственной.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по сказкам на чудо-машине». Занятие по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе (5–6 лет)
Опубликовано: 29 июля 2014 в 18:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по сказкам на чудо-машине». Занятие по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе (5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Чечеткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД