Получи документы

Интегрированное занятие (ФЦКМ) «Путешествие на воздушном шаре»

Татьяна Берёзкина
Интегрированное занятие (ФЦКМ) «Путешествие на воздушном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы

Московская область

Дмитровский муниципальный район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы Берёзкина Татьяна Александровна.

Программное содержание по образовательным областям.

Публикация «Интегрированное занятие (ФЦКМ) „Путешествие на воздушном шаре“» размещена в разделах

Познавательное развитие:

• расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• развивать представления о некоторых факторах среды (переход воды в различные состояния: жидкое, твёрдое, газообразное);

• закреплять знания о свойствах льда, воды, воздуха;

• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.

Речевое развитие:

• формировать умение высказывать свои предположения, мысли, пользуясь распространёнными предложениями;

• образовывать сложные слова с предложенным словом;

• подбирать родственные слова к названному слову.

Словарная работа:

• развитие понятия «родственные» слова

снег – снежный – снеговик – снежинка – снегирь – снежок;

• формирование представлений о значении слова «превращение» (из жидкого в твёрдое и наоборот);

• составление сложных слов со словом «аэро» (воздух);

• подбор прилагательных, обозначающих свойства воды в разных агрегатных состояниях (лёд, снег, вода);

• формирование связной речи посредством постановки проблемных вопросов к детям.

Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций об Антарктиде, проведение ряда опытов с замораживанием воды и таянием льда, беседа об агрегатных состояниях воды, чтение познавательной литературы.

Материал: слайды для демонстрации на проекторе (воздушный шар, фотографии Антарктиды, снежной равнины, воды, картинки птиц с магнитами, макеты бассейна с рыбками и моря с айсбергами, пингвины и рыбки от Киндер-сюрпризов, камешки, термос с тёплой водой, прозрачные пакеты по количеству детей, разрезная картинка с изображением снегохода (для работы на фланелеграфе, письмо и аудиозапись голоса.

Способ организации детей: в одной части группы несколько столов сдвинуты в один большой стол (для совместной работы, вокруг него расположены стульчики, в другой части группы (около экрана проектора) стульчики стоят по кругу, имитируя корзину воздушного шара (можно обвязать их лентой).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло необычное письмо. Вот посмотрите, написан наш адрес: детский сад «Радуга», ребятам логопедической группы. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Давайте почитаем.

«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Снеговик. Стою я в парке, куда часто приходят гулять дети с мамами и папами. В нашем парке живёт много зимующих птиц. Взрослые развесили на деревья кормушки, а ребята всегда приносят для птиц корм: хлебные крошки и семечки. Птицы любят лакомиться угощением. Наклюются корма вдоволь и начинают весело чирикать, играть друг с другом в догонялки, перелетать с ветки на ветку. Но на днях случилась беда. В солнечный денёк птицы, сытно пообедав, так развеселились и расчирикались, что их звонкие голоса разнеслись по всему парку. А в это время по верхушкам деревьев пролетала зимняя вьюга, злая, колюча и очень холодная. Услыхала она птичий гомон, разозлилась на птиц, подула на них своим ледяным дыханием и превратила бедняжек в льдинки. Да ещё разметала эти льдинки по всему свету и наложила на них ледяное заклятие. Помочь птичкам сможет лишь тот, кто найдёт все льдинки и снимет с них заклятие. А мне так скучно стоять одному в парке и грустить о моих весёлых птичках. Ребята, может быть, вы сможете мне помочь?

Ваш Снеговик»»

Воспитатель: Да, ребята, это настоящее происшествие. Вы хотите порадовать Снеговика и вернуть в парк птиц? (ответ детей) Очень хорошо, тогда давайте подумаем, кто же нам может помочь. Ага, я думаю, что если Вьюга разметала льдинки по всему свету, то найти их нам поможет ветер. Он везде летает, всё видит, всё знает. Правда, Ветер?

Ветер (магнитофонная запись) Конечно, ребята, я помогу вам. Я видел, куда полетели льдинки, и помогу вам до них добраться. Только как же вы полетите, у вас же нет крыльев?

Воспитатель: Ребята, подумайте, на чём мы сможем передвигаться с помощью ветра? (на воздушном шаре) Верно. А если мы полетим на воздушном шаре, то кем мы будем? (аэронавтами) Какое интересное слово «аэро», что оно обозначает? (ответы детей) А какие слова вы ещё знаете, которые начинаются с «аэро»? (аэропорт, аэроплан, аэродром, аэрозоль) Ну вот мы и готовы к путешествию.

Ветер. Всё в порядке, ребята, садитесь скорее в корзину воздушного шара и полетели. (дети занимают места на стульчиках, на проекторе возникает картинка воздушного шара, звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, как же шар поднялся в небо, у него же нет мотора? (ответы детей) (в корзине шара есть газовая горелка, которая нагревает воздух, а тёплый воздух всегда поднимается вверх и поднимает корзину шара)

Итак, ребята, пока мы беседовали, наш шар начал опускаться. Вот и первая остановка. (на проекторе возникает фотография Антарктиды) Кажется, мы долетели до самого холодного материка. Как он называется? (Антарктида). Где находится Антарктида? (на южном полюсе земли). Какие птицы здесь живут? (пингвины) Давайте пройдём на материк и поищем первую льдинку. (дети переходят за стол) Вот и наша льдинка. Какое же заклятие наложила на неё вьюга? (птичку освободит тот, кто поможет пингвинятам)

Дети рассматривают макет Антарктиды с замороженными в льдинках пингвинятами. (игрушки из Киндер – сюрпризов).

Воспитатель: Ребята, давайте разберёмся, что же случилось с пингвинятами. Они очень любили купаться в океане. Однажды был сильный мороз и ледяной ветер. Мама запретила пингвинятам купаться в такую погоду, но они потихоньку ускользнули от мамы, съехали с ледяной горки и бултых в прорубь, и конечно, сразу же превратились в льдинки. Если им не помочь, то они так и останутся льдинками, ведь в Антарктиде лёд не тает даже летом.

- Что такое лёд? (замёрзшая вода)

- Как вода превращается в лёд? (на морозе)

- Как лёд превратить в воду? (нагреть)

- Как вы посоветуете отогреть пингвинят? (выслушать ответы детей)

- Я с собой в путешествие захватила термос с тёплой водой. Давайте нальём воды и осторожно положим в неё пингвинят. (накрыть таз с водой тканью) А пока пингвинята отогреваются, давайте вспомним, какими свойствами обладает лёд? (твёрдый, прозрачный, холодный, скользкий). Во что ещё может превратиться вода на холоде? (в снег) Снег бывает какой? (мягкий, пушистый, белый, блестящий). В какое время года мы наблюдаем снег и лёд? (зимой). А во что вода может превратиться летом? (в пар). Пожалуйста, перечислите, во что может превращаться вода? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, как там наши пингвинята? (дети достают из таза пингвинят и ставят на макет, а воспитатель открывает конверт из фольги). А вот и наша первая птичка. Как она называется? (синичка) Ребята, давайте отпустим синичку, пусть возвращается в парк, а мы попрощаемся с пингвинятами и полетим дальше. (садятся на воздушный шар)

Воспитатель: Чтобы нам не скучать в дороге, давайте проведём физкультминутку «Весёлый пингвинчик»

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка, Стоят на одной ноге,

Будто бы пингвинчик стойкий, стоят на второй ноге.

А теперь ты проходи, Ходят вокруг себя.

Да смотри, не упади!

Крылья кверху поднимай, Поднимают руки вверх,

А затем опускай. Опускают вниз.

Покачай головой, Наклоняют головы вперёд, назад.

Ты пингвинчик удалой. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Пока мы с вами делали гимнастику, наш шар приземлился. Ой, да здесь живут рыбки. Выходите, и пойдём искать льдинку. (садятся за столы) Вот и вторая льдинка. Какое заклятие лежит на ней? (птичку освободит тот, кто спасёт рыбок) Дети рассматривают стол, на котором стоит глубокая тарелка с рыбками, в середине тарелки – стакан полный воды, рядом с тарелкой – мелкие камешки).

Воспитатель: В бассейне у рыбок испарилась вся вода. Вот в этом сосуде есть вода, но трогать руками его нельзя. Как налить из него воды рыбкам? (ответы детей). Правильно, можно бросать в стакан камешки до тех пор, пока вся вода не выльется. Дети берут камешки и бросают в стакан. По мере наполнения стакана камешками, вода выливается в тарелку с рыбками.

Воспитатель: Ну вот, посмотрите, как весело стало рыбкам. Ребята, какое свойство воды мы с вами использовали? (вода занимает объём, когда камешки стали наполнять стакан, то воду вытеснили, и она вылилась). Молодцы, а какие свойства воды вы знаете? (прозрачная, не имеет вкуса и запаха, жидкая, принимает форму сосуда, в который налита). Вот и другая птичка освободилась из ледяного плена. (снегирь) Давайте отпустим и эту птичку, а сами попрощаемся с рыбками и полетим дальше. (переходят на стульчики).

Воспитатель: Пока мы летим, напомните мне, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

Наш шар снова совершил посадку. (на проекторе фото снежной равнины) Ребята, перед нами снежная равнина. Вот и льдинка, а на ней заклятие (птичку освободит тот, кто отгадает, на каком транспорте можно проехать по этой снежной равнине без дороги. Вам подсказка слово «снег») Ребята, я поняла, чтобы отгадать этот транспорт, нужно придумать родственные слова к слову «снег». (дети придумывают родственные слова, после каждого названного слова на фланелеграф выставляется часть картинки снегохода). (снегопад, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, снегирь, снежок) Ну вот и ещё одну птичку мы нашли. Как называется эта птичка? (дятел). А мы продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, одна льдинка залетела прямо в наш шар. Какое же на ней лежит заклятие. (птичку освободит тот, кто поймает невидимку). Интересно, а кто такой невидимка? (кто-то невидимый) Давайте вспомним, что может быть невидимым (ответы детей – воздух). А какими свойствами ещё обладает воздух? (не имеет формы, запаха) Как можно поймать воздух? (с помощью пакета). А теперь давайте поймаем воздух (раздать пакеты, дети ловят воздух, наполняя им пакеты). Ну вот, мы и освободили последнюю птичку. Какая это птичка? (воробей) Наш шар приземлился у детского сада, давайте выйдем из него и попрощаемся с нашим помощником-ветром. (дети прощаются с ветром)

Ветер. До свидания, ребята. Вы молодцы, Полечу, расскажу Снеговику, какие вы смелые и умные и как вы освободили птиц. Вот он обрадуется.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо потрудились и показали свои знания.

Использованная литература:

• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012

• Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» М. : Учитель, 2013 г.

• Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. : АРКТИ, 2003

• Скоролупова М. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» О. А. М. : 2006

Публикации по теме:

«Летом в лесу». Изодеятельность в детском саду«Летом в лесу». Изодеятельность в детском саду "Летом в лесу" Рисунок. гуашь. акварель" Шванская Лиза,6 лет. Объединение "Радуга" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Акция «Зеленая тропинка»Акция «Зеленая тропинка» Проведена 30.04.2014 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие (ФЦКМ) «Путешествие на воздушном шаре»
Опубликовано: 28 сентября 2014 в 23:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие (ФЦКМ) «Путешествие на воздушном шаре»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Берёзкина (УИ 246376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД