Ольга Шайдурова
«Путешествие на острова разных настроений». Конспект тематического занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие творческих способностей детей, развивать эмоции и выразительность движений.
Создавать эмоционально – положительное настроение, как результат совместной деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления о мимических способах выражения эмоциональных состояний.
2. Развивать понимание эмоциональных состояний «радости», «удивления», их выразительное воспроизведение.
3. Побуждать детей высказываться об эмоциональном содержании музыки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4. Обучать детей приёмам саморасслабления.
5. Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств (мимика, жесты, пантомимика).
6. Развивать эмпатию, воображение.
7. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
8. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальному произведению.
9. Развивать у детей фантазию при изображении различных фигур, побуждать детей к поискам выразительных движений.
Атрибуты: карта с островами, на ней маски разных эмоций, закрытых тканью, корабль, цветные карточки, пиктограммы с эмоциями, портрет П. И. Чайковского, ширма, куклы Радости и Грусти.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал. В зале взрослые гости.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите – к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними! (дети здороваются).
Музыкальный руководитель: А какое у Вас настроение сейчас?
Дети: Весёлое, радостное, хорошее…
Музыкальный руководитель: Ну, а чтобы у Вас сохранилось это настроение давайте, выполним необычную гимнастику. Каждый из Вас – хозяин своего тела. Вы можете им управлять. Давайте попробуем!
Дети выполняют движения по кругу. (под музыкальное сопровождение на усмотрение муз. руководителя)
«Весёлая гимнастика»
1 «Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки»
2 «Станем осенним листочком - покачаемся на ветру легко, воздушно! – руки разведены в стороны, выполняются легкие покачивания из стороны в сторону.
3 «Подул ветер и оторвал листочки - полетим легко. плавно – бег на носках по кругу, лёгкое покачивание, разведённых в сторону рук.
4 «Вдохнём поглубже и превратимся в воздушные шарики - подпрыгиваем и взлетаем мягко, плавно.
5 «Тянемся вверх, к солнышку – руки поднимаются через стороны вверх, подъём на носках.
6 «А теперь мы маятники – тяжёлые, громоздкие - покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола.
Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь мы отдохнё м: вдох – подъём на носках, руки через стороны идут вверх; выдох – наклон вниз, руки свободно опущены.
Понравилась вам гимнастика? (ответы детей) Ребята вам пришло сообщение, давайте прочитаем его. (муз. руководитель достаёт письмо и читает его)
«Ребята, приглашаем Вас, совершить путешествие на Острова Разных Настроений. Маршрут путешествия обозначен на карте! Посмотрите» (обращает внимание на стену, там карта с островами).
Ребята, мы уже знакомы с этими островами. Вспомним, какие эмоции там живут?
Дети: Радость, Удовольствие, Удивление, Грусть, Обида, Гнев, Страх.
Музыкальный руководитель: Молодцы, всех вспомнили, ну что совершим путешествие.
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Вы готовы? Тогда нам надо торопиться, с помощью карты и выполняя различные задания на знание настроений, мы сможем попасть на эти острова. Давайте накинем волшебные плащи, оденем башмачки и скажем волшебные плащи, оденем башмачки и скажем волшебные слова. (Муз. руководитель и дети под музыку имитируют движения) Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись».
Дети повторяют слова. Звучит волшебная музыка.
Музыкальный руководитель: Вот, мы и на одном из островов настроений. А на каком мы сейчас узнаем, (подходят к карте там остров закрытый пиктограммами разных эмоций) Ребята. какие эмоции изображены на пиктограммах?
Дети: Удивление, грусть, радость и т. д.
Когда дети назовут все пиктограммы, под ними спрятана маска с эмоцией Страха.
Музыкальный руководитель: На каком ж е острове мы побывали?
Дети: На острове Страха.
Музыкальный руководитель: Ну что, продолжим наше путешествие?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А для того, чтобы наше путешествие было успешным, давайте оставим свой страх на этом острове. (воспитатель убирает маску Страха в сторону). Только, ни что не помогает в путешествии, как весёлая, задорная песня. С ней мы быстрее доберёмся до места. А продолжать наше путешествие мы будем на корабле, занимайте места. (дети встают рядами на корабле, и под музыку покачиваясь плывут).
Музыкальный руководитель: ну вот мы и приплыли на один из островов. Смотрите. нас кто-то встречает.
(в стороне на ширме появляются 2 куклы Радость и Грусть)
Музыкальный руководитель: Давайте спросим, кто они такие? (подходят)
1 кукла: Меня сеньорой Грусть зовут.
Я вот, что вам скажу со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слё зы лить и предлагаю Вам:
Давайте вместе погрустим – О чём? А просто так. (Плачет)
2 кукла: Я Радость дети, всем привет!
Я лучший друг ребят. С собой всегда я приношу,
Улыбку, шутку, смех, и если дружен ты со мной,
То ждёт тебя успех!
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся с Грустью и Радостью. Но так, чтобы не обидеть ни того, ни другого.
Дети пропевают слово «Здравствуйте!» весело и грустно.
Радость: Какие воспитанные дети.
Грусть: Какие культурные дети! А Вы песни петь любите? Спойте для меня какую-нибудь грустную и ласковую песенку!
Музыкальный руководитель: Ну, ребята. какие мы знаем грустные песни?
Дети: «Песня Чебурашки», «Грустная песенка», «Грустный дождик» и т. д.
Музыкальный руководитель: Давайте споём для Грусти песню. А как мы будем её петь?
Дети: С грустью, немножко печально, ласково, напевно.
Исполнение песни «Грустный дождик».
Грусть: Молодцы, спасибо, вы мне угодили.
Радость: Ну а мне, что-нибудь весёлое, задорное.
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним весёлые песенки и выберем одну из них.
Дети: «Песенка крокодила Гены», «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Ах, какая
осень».
Исполнение песни «Ах, какая осень».
Радость: Отлично, молодцы!
Грусть: А сочинять мелодии вы умеете?
Музыкальный руководитель: Мы попробуем. А какую бы вы хотели услышать песню?
Грусть: Мне бы что-нибудь печальное. Ну вот, к примеру: на такие стихи:
Мелкий дождь идёт с утра -
Загрустила детвора.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем сочинить грустную песенку.
1 – 2 ребёнка напевают грустную мелодию на стихи.
Музыкальный руководитель: Вы довольны, сеньора Грусть?
Грусть: Ах, молодцы, уважили!
Радость: А мне сочините что-нибудь светлое, радостное, например:
Солнце ярко светит –
Весело всем детям!
Дети исполняют свои мелодии на стихи.
Радость: Большое спасибо вам, ребята, а куда вы путь держите?
Музыкальный руководитель: Мы путешествуем по островам Настроений.
Грусть: Надеюсь, ребята вы узнали наш остров.
Дети: Да, это остров Радости и Грусти.
Открывают на карте маски Грусти и Радости.
Радость: Тогда мы пожелаем вам Счастливого пути!
Музыкальный руководитель: Давайте, подумаем ребята, как мы можем попасть на другой остров. Какие волшебные средства вы знаете?
Дети называют волшебные средства передвижения.
Музыкальный руководитель: Отправимся на следующий остров на ковре самолёте.
Дети садятся или ложатся на ковёр, под музыку совершают путешествие – релаксация. Музыкальный руководитель читает текст под музыку.
«Лягте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и слушайте мой голос. Позвольте вашему телу расслабиться и отдохнуть. (пауза) представьте себе тёплый, осенний день. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно. (пауза) Вы лежите и смотрите вверх на облака – белые, большие, пушистые. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух: сначала вы совсем низко над травой, но вдох – выдох, вдох – выдох – и вы поднимаетесь все выше и выше, к самым облакам. Вы поднимаетесь к самому большому и пушистому, к самому замечательному облаку на небе. И вот вы уже лежите на этом облаке. Почувствуйте, как приятно парить на нём в вышине. (пауза) Облако даёт вам хорошую энергию, вы чувствуете себя сильными и счастливыми. Эти чувства останутся с вами на весь день. (пауза) В любой момент, как только вы захотите вернуться на землю. Скажите об этом своему облаку, и оно медленно поплывёт вниз. Всё ближе и ближе к земле. И когда вы благополучно окажетесь снова на земле, облако отправится на небо. Посмотрите, как оно медленно уплывает ввысь, оно словно улыбается вам. Улыбнитесь и вы ему. (пауза) Это – ваше особенное облако, и каждый раз, когда вам понадобится отдохнуть, вы можете снова позвать его. Ваше облако будет радо снова вас встретить. А сейчас:
«К облаку потянулись, (дети выполняют движения руками по тексту)
Частичку взяли.
К сердцу прижали.
Людям отдали
И улыбнулись!»
Музыкальный руководитель: Ну вот мы и прилетели ещё на один из островов. А вот на какой, узнать нам поможет маленькая история.
Этюд «Удивление»
«Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, то там её не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Давайте покажем мимикой своего лица, как удивился мальчик».
(дети показывают мимикой выражение удивления)
Музыкальный руководитель: И так мы попали на остров?
Дети: Удивления.
Муз. руководитель убирает листок на карте, там маска удивления.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на карте остался один остров.
Туда можно попасть, только с помощью танца. Если мы будем танцевать весело, то доберёмся быстро! Договорились, ну тогда поехали!
Звучит весёлая музыка, дети танцуют.
Музыкальный руководитель: Вот мы и очутились на последнем острове. А на каком, нам вновь поможет музыка. Садитесь все по удобнее. Сейчас, ребята мы послушаем музыкальное произведение. Вам нужно определить его характер, у каждого из вас набор цветных карточек вы поднимите ту, которая соответствует его характеру.
Слушание муз. произведения «Сладкая грёза» П. И. Чайковский.
(дети поднимают соответствующую карточку)
Музыкальный руководитель: Понравилось вам дети – это музыкальное произведение?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А какой характер?
Дети: Спокойная, ласковая, чуть с грустью, нежная, лёгкая.
Музыкальный руководитель: А почему (Ваня, ты поднял карточку голубого цвета)
(спрашивает детей, почему они подняли тот или другой цвет)
Музыкальный руководитель: Да, ребята – это музыкальное произведение спокойного, лирического характера. А написал его уже известный нам композитор П. Чайковский. Грёза - значит мечта, фантазия. На каком же острове мы с вами побывали сейчас?
Дети: На острове Спокойствия.
(муз. руководитель открывает маску)
Музыкальный руководитель: Правильно, свою задачу мы выполнили, пора возвращаться с островов разных Настроений. Давайте скажем наши волшебные слова: «Повернись, повернись и на месте покружись».
(дети повторяют слова)
Музыкальный руководитель: Вот мы и дома, снимаем плащи и башмачки. Понравилось вам наше путешествие? О каких настроениях мы сегодня говорили?
Дети: Страх, удивление, грусть, радость и спокойствие.
Музыкальный руководитель: Спасибо большое за занятие, мне было очень приятно с вами общаться.