Оксана Рузакова
Конспект занятия «Путешествие капельки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие капельки.
Занятие начинается с, утреннего круга, Приветствие:Доброе утро, солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам. Доброе утро ребята.
Вводная часть,. Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно.
Воспитатель: Дети, мы сегодня будем обсуждать, узнаете, отгадав загадку:
Она – и туча, и туман.
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит,
И стеклянной может быть. (Вода).В гости к ребята пришла капелька
Публикация «Конспект занятия „Путешествие капельки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
Проводим динамическую паузу: дети вытягивают ладоши:Капля первая упала и вторая побежала, капельки кап-кап запели и с ладошки полетели. Ребята убирают руки.
- Сегодня мы поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует.
Узнаем, где встречается в природе, и для чего она нам нужна.
(показ глобуса)
-Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, уменьшенная во много раз и называется глобус. То, что обозначено на нем голубым цветом – это вода. Как вы видите, на Земле очень много воды, но не вся она пригодна для животного, растительного мира и человека.
А где в природе можно встретить воду?
(В реке, океане, море, роднике).
Вода в океане называется океаническая, в море, в реке, в роднике? (морская, речная, родниковая).
Воспитатель: А чем отличается морская вода от речной? (в море соленая, а в реке пресная).
Ребенок: пресная вода - это вода без солей. А в морях и океанах, вода солёная. Жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели.
Воспитатель: Для людей такая вода непригодна, поэтому человек берет воду из подземных скважин - это в небольших населенных пунктах, таких как, посёлки и деревни.
Также вода в природе встречается в виде дождя и снега.
В природе есть такое явление как туман. А что такое туман? (ответ ребенка - это вода в виде маленьких пузырьков, которые, собираясь, делают воздух менее прозрачным). Туман образуется, когда холодный воздух опускается на теплую поверхность земли.
Следующее природное явление – радуга. Что такое радуга? (Радуга - это, когда солнце освещает.)
- Дети, кому нужна вода?
Дети: Рыбам (они в ней живут);
-растениям, чтобы расти;
-животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут;
- насекомым;
-человеку.
Воспитатель: Значит, без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому ее надо беречь. Как же человек может беречь воду?
Дети: не оставлять без надобности открытым кран, не засорять водоемы.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно беречь воду?
Необходимо беречь воду потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речки, а глубоководные реки мельчают. На нашей планете есть Аральское море, уровень воды в котором уменьшается с каждым годом. Ученые всего мира бьют тревогу, как можно помочь морю.
Чтобы узнать, как вода поступает в реки, озера, моря, в этом нам помогут герои.
Звучит музыка, появляются герои (дети – капельки).
Капельки : здравствуйте, ребята!
Воспитатель: здравствуйте, капельки! Расскажите, пожалуйста, как вода поступает в водоемы.
Капельки : мы сделаем это с удовольствием. Послушайте сказку "Путешествие капельки".
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки сидели в большом облаке, весело смеялись и разговаривали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один день не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела крикнуть Капелька, как уже летела по направлению земли. Капля просачивалась в землю между корнями растений и постепенно попала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к реке.
Вoт тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких рыбок, плавающих в реке, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как стало пригревать солнышко, и Капелька испарилась, превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «Пo-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала она. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с радостью к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали друг другу о том, какие интересные приключения с ними случились на земле.
Воспитатель: дети, вода находится в постоянном движении. При выпадении осадков большая часть попадает в океан, а меньшая часть выпадает на суше. У воды, выпавшей на суше, есть два пути:
- часть собирается в ручейки, реки и попадает в озера и водохранилища;
- вторая часть воды, просачиваясь через почву, питает растения и пополняет запасы грунтовых вод.
Круговорот воды является грандиозным процессом на поверхности Земли.
Дети, вы, наверное, немного устали? Давайте с вами разомнемся и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик— погляди. (потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, а вот чтобы лучше понять, как же происходит круговорот воды в природе, я приглашаю вас пройти к столам и убедиться в этом на практике.
Опыт №1.
Перед вами стоят миски с водой. Представим, что это водоем. Возьмите губки. Что можно сказать о весе губки? (губка легкая). Губка будет служить нам тучкой. Опустите губку в миску и подождите, чтобы она впитала воду. Поднимите и скажите, какая по весу стала губка (тяжелая). Сожмите ее над миской. Что произошло? Из тучки пошел дождь. Мы с вами наблюдали, как образовывается туча и идет дождь. По окончании опыта дети вытирают руки салфеткой.
Опыт №2.
На ваших столах стоят лейки с водой и землей. Представим себе, что это наша земля. Теперь возьмите лейку с водой и перелейте в стакан с землей, как - будто идет дождь. Посмотрите, вся влага впиталась? (ответы детей). Вода просочилась через почву, напоила растения, и пополнила запасы грунтовых вод. Затем, что происходит? Солнышко пригревает землю, под ее лучами влага, которая попала в почву, постепенно превращается в пар, сейчас мы это с вами увидим.
Воспитатель показывает емкость с горячей водой. Кладет сверху зеркало и наблюдаем. Что образовалось на зеркале? (пар). При нагревании воды образуется пар. Как известно, пар поднимается вверх. Высоко в небе температура окружающей среды гораздо ниже. При охлаждении пар превращается в капельки воды. Когда их собирается много, образуется дождевая тучка, и снова на землю выпадает дождь.
Воспитатель: Что можно сказать о воде, дети? Она стоит на месте?
Вода в природе все время движется и меняет свои формы.
Воспитатель: Вам, понравились опыты? Я предлагаю поиграть в
игру «Ходят капельки по кругу». (Игра сопровождается звуками дождя, ручейка, речки, моря, океана). Сейчас вы превратитесь в капельки (дети одевают шапочки капелек, а я в тучку (воспитатель одевает.