Татьяна Егорова
«Путешествие к Северному полюсу» НОД по познавательному развитию с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли;
2. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.
3. Показать детям связь между средой их обитания и внешним видом.
4. Развивать познавательный интерес.
Оснащение:
1. Глобус в коробке
2. Презентация
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям коробку и спрашивает, хотят ли дети узнать, что в ней. Чтобы узнать, что находится в коробке, надо отгадать загадку.
Публикация «„Путешествие к Северному полюсу“ НОД по познавательному развитию с детьми средней группы» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
На столе передо мной,
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю.
(Глобус)
Воспитатель достает глобус из коробки.
Воспитатель: - Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли).
Про глобус
Вот глобус планеты,
Планеты Земля.
На нем океаны,
Леса, города.
Здесь суши немного,
А больше воды,
Здесь дружно живут
И слоны, и киты.
Здесь много дорог,
А всего и не счесть,
Но место под Солнцем
Для каждого есть!
Т. Кольцова
Давайте внимательно посмотрим на глобус. Какого цвета на нем больше всего? (Голубого). А как вы думаете, что обозначает голубой цвет. (Это вода). Какие еще цвета мы видим на глобусе? (Желтый, коричневый, зеленый, белый). Что обозначают желтый, зеленый и коричневый цвет? (Сушу). А что обозначает белый цвет (Снег). На глобусе есть два места, обозначенные белым цветом. В этих местах круглый год лежит и не тает снег и лед и называются они Арктика и Антарктика. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Арктику. (Слайд 2) Это обширная область земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан, покрытый дрейфующими льдами, арктические моря, на побережьях которых вечная мерзлота. Солнышко здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла, вот почему здесь царство льда и снега. Казалось бы, что в таких условиях нормальное существование просто невозможно. Однако это далеко не так. Среди вечных льдов и снежных заносов бурлит полнокровная жизнь. Об этом говорят и крики чаек над морской волной, и рёв моржей, и рычание белых медведей. (Слайд 3)
Перед тем, как попасть в ледяную зону, мы будем проезжать по унылой седой равнине. На ней мох, кочки, лес по колено. Эта равнина называется тундра, это часть Арктики. Кого же мы встретим на нашем пути, отгадайте!
Кто без компаса и карты
Мчится в тундре, тянет нарты,
В ночь полярную и в день?
Это – северный олень.
(Слайд 4)
Музыкальная игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай».
Воспитатель: Кроме северного оленя здесь можно встретить полярного волка, песца, полярную сову, белую куропатку. (Слайд 5, 6) Обратите внимание на окраску этих животных и птиц. Какого она цвета и почему? (Ответы детей)
Но вот мы приближаемся к ледяной зоне. Каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды? (Ответы детей)
Да, здесь можно встретить белого медведя, моржа, тюленя. (Слайд 7, 8, 9)
Эти животные приспособлены к жизни в суровых холодных условиях. У белого медведя очень густой мех, который не намокает в воде и толстый слой жира. На лапах у него своеобразные теплые меховые «носки», которые позволяют ходить по снегу и льду и не мерзнуть. Белый медведь ловит рыбу и охотится на тюленей, это очень сильный и опасный хищник. Осенью белые медведи роют в снегу берлоги, в которых зимой рождаются медвежата. Чтобы не замерзнуть, они прижимаются к медведице-маме. (Слайд 10) Моржей от холодной воды, льда и снега также защищает толстый слой жира, к тому же у них очень толстая кожа. Моржата рождаются на льдине и выживают благодаря тому, что им тепло рядом с мамой. Моржи часто спят в воде, высунув голову через дырку во льду. У этих зверей большие бивни, которые иногда позволяют им вылезать на лед. (Слайд 11). В просторах Северного Ледовитого океана живут огромные морские звери – киты.
Подвижная игра «Кит»
На двух противоположных сторонах зала (площадки) линиями обозначают «берег». Выбирается водящий – «Кит». Остальные дети. Взявшись за руки, образуют круг, в центре которого находится водящий. Дети, идут по кругу и хором произносят слова:
«Дети, дети, не зевайте!
Кит усами шевелит,
Все на берег, он не спит!»
По сигналу «Все на берег…» дети разбегаются, а водящий старается запятнать кого – либо из них.
Игра «Отгадай по описанию»
Педагог описывает животное, обращая внимание на его отличительные признаки. Дети угадывают. Затем животное описывают дети.
Игра «Кто лишний? (Слайд 15)
Детям предлагаются картинки животных: белый медведь, полярный волк, песец, бурый медведь. Дети должны выбрать лишнее животное и объяснить причину выбора.
Подвижная игра «Ты медведя не буди!»
Дети встают в круг, берутся за руки. Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.)
А под елкой спит медведь.
«Тише, тише! Не буди,
Сядь на место, не шуми»! (Присаживаются на корточки.)
Игра «Кого не стало?» (Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21)
Детям показывают картинки животных, разложенных в определенной последовательности. Предлагается внимательно посмотреть на картинки и запомнить последовательность. Затем игроки отворачиваются, убирается одна картинка. Надо опять посмотреть на картинки, и сказать какого животного не стало.