Корепанова Лариса Васильевна
Конспект НОД «Путешествие к планетам Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие к планетам Солнечной системы».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о космосе и Солнечной системе.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения, спутниках планет) и о первом космонавте – Ю. А. Гагарине.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие к планетам Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Развивающие: развивать познавательную активность через опытно-экспериментальную деятельность в получении новых знаний ( понятия: вулкан, магма лава); побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний; развивать связную речь; закреплять умение сочетать движения и речь.
обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов.
Воспитательные: формировать у детей интерес к профессии космонавта, любознательность; совершенствовать умение слушать товарища и не перебивать, вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию.
Виды деятельности: словесная, игровая, двигательная, практическая.
Формы организации: фронтальная
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук, планшет, стулья, столы для проведения опытов, пластиковые стаканчики, пластиковые ложки, пластиковые тарелки, соусники, пена для бритья, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота, сода, пипетки, фольга, вода, гуашь красная и синяя.
Предварительная работа: Беседа с детьми о космосе, о космонавтах, беседа с детьми о Солнечной системе, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, чтение художественно-познавательной литературы, загадывание загадок, просмотр презентации о космосе.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам пришли гости, подарим им свои улыбки, поприветствуем, пожелаем доброго утра. (Слайд 1)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник совсем недавно отмечался в этом месяце?
Дети: День космонавтики и авиации.
Воспитатель: Какого числа отмечался праздник? Кто вспомнит?
Дети: 12 апреля.
Воспитатель: Верно. 12 апреля. Какое знаменательное событие произошло в этот день в 1961 году?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы. 12 апреля в 1961 году 62 года назад впервые в мире состоялся первый полёт человека в космос.
Воспитатель: Как звали первого космонавта, который совершил полёт в космическое пространство?
Дети: Первым в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 2)
Воспитатель: С давних времён звёздное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Человеку хотелось взлететь высоко и узнать, как устроено небо и это свершилось благодаря Ю. А. Гагарину. (Слайд 3)
Воспитатель обращает внимание на экран. На экране сигнал SOS. (Слайд 4)
Воспитатель: Ребята, к нам поступил сигнал. Скажите, пожалуйста, что означает этот сигнал?
Дети: Сигнал бедствия.
Воспитатель: К нам на электронную почту пришло письмо. Предлагаю его прочитать.
Астроном: (Слайд 5) Здравствуйте, ребята, я астроном. Занимаюсь изучением звёзд, планет, спутников, комет. Наблюдая за планетами, я понял, что в космосе была буря и поэтому все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит. Я прошу у вас помощи: верните, пожалуйста, планеты на свои орбиты пока не произошло их столкновение. Очень надеюсь на вашу помощь. Астроном.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что могло стать причиной бури в космосе?
Ответы детей: -В космосе мог подняться сильный ветер.
-Пролетели астероиды, кометы, метеориты и произошло смещение планет с орбит.
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Как мы можем помочь астроному?
Дети: Можем полететь в космос и вернуть планеты на свои орбиты.
Воспитатель: На чём мы с вами можем отправиться в космос?
Дети: Мы можем полететь на ракете.
Воспитатель: Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос?
Дети: Только ракета может преодолеть земное притяжение.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в полёт?
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какая одежда понадобится нам для полёта в космос?
Дети: Скафандр.
Воспитатель: Почему скафандр?
Дети: Скафандр защитит нас от сильного холода, жарких солнечных лучей.
Воспитатель: Что наденем на голову?
Дети: Шлем
Воспитатель: Не забудем про перчатки, ботинки.
Воспитатель: Все надели скафандры, шлемы, перчатки, обули ботинки?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, все готовы? С вами говорит руководитель управления полётом. Космический экипаж готов к совершению полёта в космос. Занимаем места, пристёгиваем ремни. (Дети рассаживаются в импровизированном космическом корабле на стулья). Считаем дружно от 10 до 1. «Поехали»!
Наша ракета поднимается в небо. (Слайд 6) Закройте глаза. Сделали все глубокий вдох – выдох. Чувствуем приятную тяжесть растекающуюся по всему телу. Откройте глаза. Посмотрите в иллюминаторы. Наш корабль поднимается всё выше и выше над нашим детским садом. (Слайд 7) .Мы пролетаем над улицей Майского, улицей Неделина. (Слайд 8). Сейчас мы летим над бескрайними лесами, реками, полями. (Слайд 9,10,11).
Мы улетаем все дальше от нашей планеты. (Слайд 12). Она становится все меньше и меньше в наших окошках-иллюминаторах. На что похожа наша планета? (Слайд 13)
Дети: Земля похожа на огромный шар, цветной, яркий, красивый.
Воспитатель: Мы с вами в Космосе. Посмотрите, как много звёзд (Слайд 14) Как красиво! Летим дальше. Ребята, что вы видите? (Слайд 15)
Дети: Планеты.
Дети: Планеты сошли с орбит.
Воспитатель: Да. Прав был астроном. Планеты сошли со своих орбит. Мы с вами знаем, что в космосе всё находится в движении. Вы только представьте себе, если планета Земля окажется ближе к Солнцу? Нам срочно надо навести порядок после космической бури!
Воспитатель: Как же мы с вами расставим планеты на свои орбиты?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже много знаете о планетах. Мы с вами будем подлетать к каждой из планет в том порядке, в каком они располагаются в Солнечной системе, рассказывать о них, и тогда произойдёт притяжение планет к Солнцу : планеты Солнечной системы встанут на свои орбиты и тем самым мы предотвратим столкновение планет. Скажите, пожалуйста, куда нам с вами нужно лететь?
Дети: К Солнцу.
Воспитатель: Летим к Солнцу. (Слайд 16). А вот и оно. Саша М., расскажи про Солнце.
Саша М. : Солнце – это самая большая, яркая и горячая звезда в Солнечной системе, она находится в центре нашей Солнечной системы. вокруг неё вращаются все планеты и другие небесные объекты. Состоит оно из горящего газа. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.
Воспитатель: Скажи, Саша, какая польза от Солнца?
Саша: Солнце даёт на свет, тепло, без него невозможна жизнь на нашей планете.
Воспитатель: Кстати, ребята, свет, который мы видим, добирается к нам от Солнца через весь космос за 8 мин и 20 сек.
Воспитатель: Ребята, к какой планете нам сейчас нужно лететь? Какая самая близкая планета должна быть к Солнцу? (Слайд 17)
Дети: Меркурий.
Воспитатель: Внимание! Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к Меркурию. (Слайд 18)
Как ты думаешь, Кирилл, можно ли выйти погулять на Меркурий?
Кирилл: Нет.
Воспитатель: Почему ты так считаешь?
Кирилл: Меркурий расположен близко к Солнцу.
Воспитатель: Сима, расскажи про Меркурий, что ты знаешь об этой планете?
Сима: Меркурий – первая самая близкая к Солнцу планета. Это самая маленькая планета земной группы. Несмотря на то что по поверхности Меркурия можно ходить, поскольку она твёрдая, жить там всё же нельзя. У Меркурия нет атмосферы – газовой оболочки планеты, где содержался бы кислород, которым мы дышим. Днём температура на поверхности Меркурия достигает + 427, а ночью опускается до – 183. Спутников у Меркурия нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на поверхность Меркурия. Она чем – то покрыта. Виталий, как ты думаешь, чем?
Воспитатель: Это огромные вмятины – кратеры. Их оставили упавшие на планету каменные глыбы, метеориты.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Берем курс на следующую планету. На какую планету?
Дети: На Венеру.
Воспитатель: Посмотрите на Венеру в иллюминаторы (Слайд 19) Вика, расскажи нам, пожалуйста, про Венеру.
Вика: Венера – вторая планета Солнечной системы, если считать от Солнца. Венера по размеру и весу очень похожа на Землю, но в отличие от нашей планеты, она не пригодна для жизни. А всё потому, что атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислого газа, который мы не вдыхаем, а выдыхаем. Венера – самая горячая планета Солнечной системы.
Она окутана облаками из едких паров. (Слайд 20). Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете другую планету, которая, как и Венера, окутана облаками?
Дети: Планета Земля.
Воспитатель: Верно. Которая по счёту от Солнца планета Земля?
Дети: Третья по счёту.
Воспитатель: Правильно. И мы летим к планете Земля. (Слайд 22) Аня, расскажи, пожалуйста, про нашу планету.
Аня: Земля – третья планета от Солнца. Только на этой планете существует жизнь. На ней самая комфортная для жизни температура. Только на Земле есть необходимая для жизни воздушная атмосфера. Она защищает нашу планету от испепеляющего солнечного жара, не пропуская лишних солнечных лучей. Кроме того, только на Земле есть вода в жидком состоянии, а это очень важно для возникновения и развития жизни на планете! Вода на Земле находится в постоянном движении. Испаряясь с поверхности водоёмов, растений, она накапливается в атмосфере. А затем выпадает в виде осадков и снова пополняет водоёмы, одновременно освежая растения. Это явление называется круговоротом воды в природе. У нашей планеты есть спутник Луна, который вращается вокруг неё. (Слайд 23)
Воспитатель: Наша планета на 50% окутана облаками. (Слайд 24). Облака являются частью круговорота воды в природе, которые обеспечивают пресной водой все живое на Земле и польза облаков в природе очень велика.
Воспитатель: Мне всегда было интересно наблюдать за облаками и как из облаков на землю проливается дождь. А вам, ребята, интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Я приглашаю вас в космическую исследовательскую лабораторию для проведения опыта «Дождевые облака». Снимите с себя скафандры, шлемы, перчатки, ботинки. Проходите к стульям, наденьте на себя халаты, головные уборы. (Дети надевают халаты, чепчики). Присаживайтесь за столы. Прежде чем приступить к проведению опыта, предлагаю вспомнить о правилах работы в исследовательской лаборатории. Напомните, пожалуйста о правилах.
Дети вспоминают правила.
Воспитатель: Во время исследования в лаборатории учёные не мешают друг другу, не подносят к лицу исследуемые вещества, потому что они обладают такой способностью, как: обжигать глаза, нос. Это очень опасно! Ни в коем случае не пробуем вещество на вкус. Для проведения опыта нам понадобятся следующие компоненты:
- Пластиковый стакан с водой;
- Пипетка;
-Окрашенная вода;
Пена для бритья.
Представьте, что стакан с водой – атмосфера, где мы с вами находимся, пена – облако. Следуйте моим инструкциям.
Берём пену и выдавливаем над стаканом прямо поверх воды, чтоб она стала похожа на дождевое облако. Затем набираем с помощью пипетки окрашенную воду и капаем её в пену. Ребята, что вы наблюдаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Когда в облаке скапливается много капель, облако тяжелеет и проливается дождём на землю. В данном случае на дно стакана. Вам понравился опыт?
Воспитатель: Ну что ж, а нам нужно лететь дальше. Пройдите к вашим креслам. Скажите, ребята, к какой планете мы сейчас полетим?
Дети: К планете Марс.
Воспитатель: Верно. Летим к Марсу. (Слайд 25) Виталий, расскажи, пожалуйста, о планете Марс?
Богдан: Марс четвёртая по удалённости от Солнца планета. Марс холодный и пыльный. Марс часто называют «Красной планетой», а всё потому, что в её грунте (земле) много железа, которое придаёт планете красный цвет. Марс имеет два небольших спутника – Фобос и Деймос.
Воспитатель: Что вы ещё знаете о планете Марс?
Дети: На Марсе есть горы.
Воспитатель: Вы правы. Марс славится наличием многочисленных гор – самых высоких в Солнечной системе. Знаете ли вы как называется высокая гора на Марсе? Какой высоты она достигает?
Дети отвечают.
Воспитатель: Самая высокая гора на Марсе - гора Олимп. (Слайд 26). Высота горы 21 километр. Горы рождаются в результате извержения вулкана. Из жерла вулкана вырывается огненная лава, летят камни, пепел. Всё это падает на поверхность планеты. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растёт и увеличивается. Так образуется гора. Сейчас мы с вами сделаем свои вулканы. Приглашаю вас в другую космическую лабораторию. Занимайте места, присаживайтесь. Для проведения опыта «Вулкан» нам понадобятся следующие компоненты:
- стакан пластиковый обёрнутый фольгой – макет горы
- лимонная кислота
- пищевой краситель
- тёплая вода
- моющее средство
- сода
Все необходимые компоненты пронумерованы. Слушайте, пожалуйста, внимательно какой компонент за каким нужно добавлять.
Воспитатель: Ребята. Что мы с вами видим?
Дети отвечают.
Воспитатель: При смешивании всех компонентов у нас произошла реакция. Мы с вами видим извержение вулкана. Говоря об извержении вулканов, хочу отметить тот факт, что извержения вулканов бывают длительными, которые можно наблюдать в течение нескольких лет и даже столетий, и кратковременными, проходящими за несколько часов. У нас с вами какой вулкан получился?
Дети: Кратковременный.
Воспитатель: Ребята, оставьте халаты и головные уборы в лаборатории. Проходим к креслам. Продолжаем наш полёт. Ребята, смотрите, что это? (Слайд 27)
Дети: Астероиды.
Воспитатель: Верно. Это астероиды. Небесные тела, которые движутся по своей орбите вокруг Солнца. Состоят они изо льда и камня. В Солнечной системе есть целый Пояс астероидов – место их большого скопления. Находится он между орбитами Марса и Юпитера. Взлетаем выше, чтобы облететь Пояс астероидов, и мы подлетели к Юпитеру. (Слайд 28). Саша Тихонов, расскажи, пожалуйста, о Юпитере.
Саша Т. : Юпитер – пятая, если считать от Солнца, планета. Это самая большая планета Солнечной системы. Она так велика, что все остальные планеты легко поместились бы внутри неё. В отличие от Меркурия, Венеры, Земли, Марса Юпитер не имеет твёрдой поверхности. Он полностью состоит из газа. Это значит, что ни человек, ни космический аппарат не могут приземлиться на него. На Юпитере случаются штормы, ураганы. На сегодняшний день у Юпитера обнаружено 92 спутника. И учёные продолжают открывать новые спутники. Самые известные крупные спутники Юпитера: Ио, Каллисто, Европа, Ганимед.
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем наше космическое путешествие дальше. (Слайд 29). Скажите к какой планете мы должны лететь дальше?
Дети: К планете Сатурн. (Слайд 30). Рассмотрите Сатурн.
Кирилл, расскажи об этой планете.
Виталий: Сатурн – шестая планета от Солнца. Это второй газовый гигант Солнечной системы, и он чуть меньше Юпитера. Сатурн легко узнать по его кольцам, которые опоясывают планету. Состоят кольца из множества льдинок и пыли и невероятно красиво переливаются. У Сатурна известно больше 80 спутников. Самый крупный спутник – Титан.
Воспитатель: Ребята, предлагаю немного отдохнуть, набраться сил для дальнейшего полёта.
Физкультминутка «Ракета» Слайд 31)
Воспитатель: Мы продолжаем наше космическое путешествие. Прямо по курсу что – то пролетело. Ребята, что это? (Слайд 32)
Дети: Это комета. Небесное тело.
Воспитатель: К какой планете мы полетим дальше?
Дети: К Урану.
Воспитатель: Расскажите про Уран. (Слайд 33)
Дет: Уран – седьмая планета, если считать от Солнца. Уран, как Сатурн и Юпитер, - гигант. Но не только газовый, а ещё и ледяной. Температура его поверхности достигает – 224. Главная особенность Урана в том, что он вращается лёжа на боку. Если другие планеты Солнечной системы при движении по своим орбитам напоминают вращающиеся волчки, то Уран больше похож на катящийся шар. Это явление учёные объясняют тем, что ещё в процессе формирования планеты, то есть несколько миллиардов лет назад, Уран столкнулся с огромным небесным телом, отчего и повалился на бок. Вокруг Урана вращается 13 колец. Правда, они не похожи на красивые кольца Сатурна. Во – первых, кольца Урана меньше по размерам, во – вторых, они окрашены в чёрный цвет. Самый крупный спутник Урана – Титания.
Воспитатель: Летим дальше, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Куда летим дальше?
Дети: К планете Нептун.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Ищем планету Нептун. (Слайд 34) Прямо по курсу планета Нептун. (Слайд 24)
Ульяна: Нептун – самая дальняя планета от Солнца. У Нептуна очень необычный цвет – ярко – голубой. Поэтому его назвали в честь древнеримского бога морей. Нептун, как и Уран, - ледяной гигант. Нептун выглядит ярко – голубым и мирным, но на самом деле на планете дуют сильнейшие в Солнечной системе ветры! Есть у Нептуна и кольца, но они очень тусклые. Существуют вокруг него и спутники. Самый крупный – Тритон.
Воспитатель: Ещё не так давно учёные насчитывали 9 планет в Солнечной системе. Девятой планетой считали невероятно далёкий Плутон, но оказалось, что на окраинах Солнечной системы есть небесные тела и крупнее, и учёные исключили его из списка планет. Ребята, мы сейчас полетим выше и посмотрим на планеты с высоты. Посмотрите в иллюминаторы и скажите, что вы видите?
Дети: Планеты разместились на своих орбитах. (Слайд 36)
Воспитатель: Теперь в Солнечной системе всё встало на свои места благодаря нашим стараниям и силе притяжения Солнца.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше космическое путешествие. Нам пора возвращаться на нашу планету. Вы отличные путешественники, а ещё вы отважные и надёжные товарищи. Вы не побоялись трудностей и пришли на помощь астроному. Вам понравилось наше путешествие? Занимаем свои места. Пристёгиваем ремни. (Слайд 37,Слайд 38, Слайд 38, Слайд 39, Слайд 40)
Вот мы и вернулись с вами на нашу планету Земля. В наш родной детский сад. (Слайд 41) Впереди нас ещё ждут новые путешествия, исследования и открытия. Астроном, я думаю, будет доволен вами!
Воспитатель видит сообщение от астронома со словами благодарности к ребятам.
Стук в дверь.
В знак благодарности астроном отправляет детям письмо и посылку с угощениями.