Носова Эвелина Рашидовна
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")
Составитель: Носова Эвелина Рашидовна
Воспитатель 1-ой квалификационной категории
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников
Содержание
Актуальность
Цель и задачи
Ожидаемые результаты
Этапы проекта
План реализации проекта
Методы
Результаты реализации проекта
Публикация «Долгосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность:
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира, научить помогать маленьким пернатым друзьям.
Каждую осень перелётные птицы оставляют родные места и летят зимовать в тёплые страны, но в заснеженном городе всё же остаются дятлы, воробьи, красавицы синички и снегири.
Существует распространенное заблуждение, что зимой птицы не страдают от сильных морозов и голода, но это совсем не так. Даже в самые сильные морозы температура тела у птиц равняется в среднем 42°С, а у мелких даже 45°С. Для того, чтобы поддерживать её на таком высоком уровне они нуждаются в постоянном питании, которое зимой обеспечить очень сложно, а иногда, в меру разных причин, и вовсе невозможно. Именно поэтому в зимнее время выживание птиц часто зависит от человека.
Основной задачей родителей и воспитателей в обществе является воспитание детей активными, думающими личностями, способными к творчеству и к любому делу. При наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс передачи им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности. Так работа по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности в нашем детском саду проходит через реализацию проекта «Птичья столовая».
Проблемы:
- Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
- Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Цель: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные :
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения.
Ожидаемые результаты:
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Организация на территории участка дошкольного учреждения природоохранной зоны для птиц.
- Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап. - Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта. - Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной этап. Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период. Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
3 этап – заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Презентация проекта (представление опыта работы на педагогическом совете).
• Организация птичьей столовой на территории детского сада.
План реализации проекта
Этап Формы работы Задачи Срок реализации
1 этап
Подготовительный
(Целеполагание) Проблемная ситуация «Почему птицы прилетели к кормушке?»
Наблюдение за птицами на участке
Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах? Что хотим узнать?»
Развлечение «Прилетайте птицы к нам!» Выяснить, что дети знают о зимующих птицах, чем их можно кормить, что ещё хотят узнать.
Сформулировать проблему.
Ноябрь
12 ноября (День встречи зимующих птиц)
(Разработка проекта) Беседы с родителями на данную тему
Оформление стенда для родителей «Птицы – наши друзья»
Поиск книг о зимующих птицах и информации в Интернете
Оформление листовок «Поможем птицам зимой»
Изготовление, развешивание кормушек детей с родителями
Сбор корма для птиц
Привлечь родителей к поиску информации о зимующих птицах
Подобрать книги о зимующих птицах дома с родителями и в группе
Повышение экологической культуры горожан.
Привлечь родителей к изготовлению, развешиванию кормушек для птиц, сбору корма (семена подсолнуха, пшено, овёс, несолёное сало и др.) Ноябрь – декабрь
19-20 декабря
Раздача листовок на аллее, прилегающей к детскому саду.
Декабрь-февраль
2 этап
Основной
(Реализация проекта) Ежедневная подкормка птиц
Наблюдение за птицами возле кормушек
Рассматривание следов птиц
Беседы: «Жизнь птиц зимой», «Что страшнее для птиц: холод или голод?», «Столовая для птиц», «Польза птиц», «Для чего кормушке крыша?»
Развлечение «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Чтение худ. литературы о зимующих птицах:
рассказы: «Птичья кладовая» В. Сухомлинского, «Появились синички» Г. Скребицкого и В. Чаплиной, «Ворон и сорока» Ушинского, «Мой приятель воробей» В. Левина, «Воробей» В. С. Тургенева, «Дятел» М. Пришвина;
стихи:
«Птичья столовая» С. Михалкова, «Покормите птиц зимой» А. Яшина, «Не робей, воробей!» И. Белякова, «Синицы» Ю. Синицына, «Снегири» А. Прокофьева, «Морозы» Е. Благинина, «Холодно» О. Выготской, «О чём поют воробышки» В. Берестова.
Отгадывание загадок о зимующих птицах
Речевые игры и упражнения: «Назови птенцов»,
«Один-много».
Слушание «Голоса птиц»
Игровое задание «Дорисуй птицу»
Художественное творчество детей: «Птицы – наши друзья», «Как розовые яблоки на ветках снегири».
Выставка детских творческих работ
Посев и выращивание зелени для птиц
Викторина «Зимующие птицы нашего края»
Дидактические игры:
«Узнай птицу по описанию»,
«Четвертый лишний»
«Кого чем угостим?»
Составление разрезных картинок птиц
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Зимующие и перелётные птицы».
Развлечение «Заклички весны» Расширять представления детей о зимующих птицах (внешний вид, поведение, предпочитаемый корм, их пользе.
Фиксировать результаты наблюдений с помощью фотографий.
Продолжать воспитывать любовь, гуманное, заботливое отношение к окружающему миру, зимующим птицам.
Расширять представления детей о зимующих птицах с помощью художественных произведений
Развивать логическое мышление
Учить детей правильно называть детенышей птиц во множественном числе.
Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных
Учить распознавать птиц по голосу
Обобщить знания детей, полученных при наблюдениях за птицами.
Развивать воображение, творческие способности детей (дети самостоятельно выбирают технику выполнения работ, изобразительные материалы)
Развивать трудовые навыки детей по выращиванию зелени для птиц
Закреплять знания детей о зимующих птицах нашего края
Совершенствовать умения детей узнавать птиц по их устному описанию.
Развивать логическое мышление,умение находить лишнюю птицу и объяснять, почему она лишняя.
Закреплять представления детей о птицах и корме, которым они питаются.
Развивать логическое мышление
Развитие движений
Закрепить представления о перелетных птицах, продолжать формировать умение отгадывать загадки, создать у детей радостное настроение. Ноябрь – апрель
15 января (День зимующих птиц России)
Март
3 этап
Заключительный
(Подведение итогов) Представление проекта с показом электронной презентации детям других групп
Обсуждение результатов и перспектив проектирования Защитить проект.
Формировать заботливое отношение к птицам у воспитанников.
Наметить перспективы проектирования : реализовать новые проекты : «Разные кормушки», «Редкие птицы». Апрель-май
Методы:
Рассказ воспитателя, наблюдения, беседы; чтение стихов, работа с загадками; пальчиковые и подвижные игры; рассматривание иллюстраций, картин; вопросы к детям; изготовление кормушек, сбор корма и кормление птиц; рассматривание корма для птиц; продуктивная деятельность детей, развлечения.
Результаты реализации проекта :
1. У детей на протяжении всего проекта наблюдается положительное эмоциональное отношение радоваться своему успеху и успеху друзей.
2. Формируются навыки заботливого отношения к птицам. Возникает готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как птицам, так и другим животным.
3. На занятиях дети показывают свои знания о птицах: они различают перелётных и зимующих птиц нашего региона, с лёгкостью узнают ворону, синицу, воробья, дятла, снегиря. Дети осознают необходимость помощи птицам в зимний период, так как понимают, какую важную роль играют птицы в природе и чем полезны для человека. В беседах о птицах, ребята думали, чем их накормить. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц дети узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки - вместо помощи это наносит птицам вред.
4. Готовые кормушки взрослые вместе с детьми развесили во время прогулки. Ребята наблюдают за пернатыми из окна группы (т. к. птицы очень пугливые) и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А дети рады тому, что их труд не прошёл даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.
5. Дети могут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе; вести наблюдения за объектами природы.
6. В проекте, на текущий момент, приняли участие 82% родителей и детей группы.
7. На территории д. сада организована природоохранная зона для птиц «Птичий городок»
8. Повысился экологический уровень сознания у всех участников проекта.
Заключение:
Наш проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников в ДОУ, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.
С целью создания развивающей экологической среды разработаны конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, сборник загадок и стихов, закличек, народных примет, подборка дидактических игр, викторин, подвижных игр.
В результате системы работы по данному направлению у 82% детей отмечается высокий уровень знаний (по экологическому воспитанию), а 47% применяют эти знания в собственной деятельности. (Приложение №1).
С целью повышения педагогической компетентности и информационной готовности родителей к оказанию помощи в общем развитии ребенка, мы используем различные формы работы с семьями воспитанников. Составлены серии консультаций и папок передвижек, буклеты, листовки, брошюрок, совместные занятия, КВНы, оформлены стенды «Птицы – наши друзья».
На территории детского сада была открыта птичья столовая, составлено меню для птиц. Наши папы показали мастерство столяров в изготовлении кормушек, а мамы с детьми отнеслись творчески, расписывая кормушки, и составлению птичьего меню. (Приложение №2).
Результатом стали партнерские, доверительные отношения с семьями воспитанников. По результатам анкетирования 100% родителей положительно отзываются о профессиональной деятельности ДОУ.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». «Творческий центр», Москва. 2008 год.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. -66 с.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», 2003г.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.
5. Гусарева Н. Н. Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Времена года» Детство – Пресс, 2009 г.
6. Ефанова З. А. «Развитие речи. Дополнительные материалы. Птицы», «Корифей», Москва. 2005 год.
7. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.
8. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.
9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников.
10. Соломникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий.
11. Саморуковой П. Г. Как знакомить дошкольника с природой.
12. Шерыгина Т. А. «Организация деятельности детей на прогулке». Птицы «Какие они?»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Правила кормления птиц
2. Организованные виды образовательной деятельности
3. Чтение художественной литературы
4. Вопросы для викторины
5. Загадки
6. Народные приметы
7. Сценарий праздников и развлечений
1. ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ
Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Основные зимние корма: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнуха (не жареные и не соленые, семечки арбуза, дыни, тыквы, сушеные ягоды боярышника, крошки белого хлеба.
НЕЛЬЗЯ! Некоторые продукты для птиц опасны, а зачастую и смертельно опасны. При этом сами птицы этого не понимают и поедают их, нанося вред своему здоровью.
Ни в коем случае птицам нельзя давать: жареные и соленые семечки, соленое сало, пшено, черный хлеб и испорченные продукты.
Представлена таблица, в которой указан предпочтительный корм для самых частых посетителей птичьей столовой.
Птица Вид корма
Синицы Подсолнечные, льняные, тыквенные семечки, сало, мясо, жир, овсяные хлопья, сушеные ягоды, масло сливочное, орехи, скорлупа куриного яйца.
Воробьи Семечки, овсяные хлопья, пшеница, ячмень, хлебные крошки, рис, мучной червь.
Снегири Рябина, боярышник, арбузные и дынные семечки, кленовые семена.
Голуби Семечки, крошки хлеба, овсяные хлопья, ячмень, пшеница, рис, овес, просо.
Сойка Желуди, арахис, хлеб, орехи, семечки арбуза и дыни.
Дятел Шишки, арбузные и дынные семечки, семечки подсолнуха.
Зарянка Мучной червь, мотыль.
Поползень Семечки, овсяные хлопья, ягоды, масло, сало.
Свиристели Семена клена, рябина сушеная (калина, боярышник). Ягодки должны быть заранее подготовлены и высушены с осени. Их можно класть в кормушку или развешивать бусами.
Клёст Шишки различных видов хвойных деревьев, собирать следует по осени.
2. ОРГАНИЗОВАННЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа о птицах
Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Ход:
Воспитатель. Дети утром я получила письмо от Знайки. Кто такой Знайка? ( Включает запись с заданиями Знайки для детей: что они знают о птицах. Сначала Знайка предлагает послушать голоса птиц, а потом дети выполняют его задания.)
Ребята какое время года сейчас? (Осень.) Какие изменения произошли в природе? (Опали листья.) Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)
Знайка (голос). Чем отличаются птицы от других животных? (Они умеют летать и т. д., по ходу ответов воспитатель показывает модели.) Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)
Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.)
Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах стихотворение? (О перелетных птицах.) Ребята, выберите картинки с перелетными птицами. Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. Перечислите насекомоядных птиц. (Дети перечисляют.)
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы – водоплавующие. Перечислите мне этих птиц…
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
Какие птицы улетают первыми, последними?
Физкультурная минутка (стоя). Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)
Знайка (голос). Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)
Воспитатель. (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)
Знайка (голос). Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, перелетают с севера.)
Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.
А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)
Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)
Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать кроссворд о птицах, который прислал нам Знайка.
Красногрудый, чернокрылый.
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Появляется опять.
(снегирь, он – кочующий.)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
всё равно ты будешь мой.
(дятел, он – зимующий.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам ныряет,
Крошки подбирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует.
(воробей, он зимующий.)
Непоседа птица эта,
Одного с берёзой цвети.
(сорока, она – зимующая.)
Чёрный, проворный,
Кричит: «Арак».
Червякам – враг, кто это?
(грач, он перелётный.)
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец.
Он и лётчик, и певец.
(скворец, он – перелётный.)
Умники, хорошо разгадали кроссворд. Ребята, вам Знайка прислал сюрприз – медальки с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает. Садитесь за столы и будем рисовать.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните по образцу. Молодцы, возьмите их на память от Знайки. (Далее следует подведение итогов.)
Покормите птиц зимой
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход.
Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко.)
- Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетели, каким кормом кормили птиц.
- Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся, менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб.
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть не много, именно для того, чтобы подкормить, поддержат в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, снегири, дятлы, свиристели и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
(К. Мухаммали)