Людмила Чибышева
Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста средствами малого фольклора
Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста средствами малого фольклора
Актуальность заключается в том, что реализация Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к речевой подготовке дошкольников нуждается в научно-педагогическом и учебно-методическом обосновании. Государственный заказ к воспитанию детей дошкольного возраста ориентирован на подготовку к школе, особая роль в ней отводится речевым навыкам. В связи с утверждением базовых национальных ценностей особое место в них отведено приучение детей к национальным традициям и культуре. В этом контексте место и роль народного фольклора в речевом обучении детей младшего возраста имеет важное значение.
Публикация «Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста средствами малого фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования развитие речи дошкольников становится одной из задач «Речевое развитие», содержание которой направлено на «достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми».
В системе нашей работы по развитию речи детей раннего возраста мы используем данные формы работы в совокупности, так как это позволяет решать задачи «Речевое развитие» наиболее качественно. В то же время очень эффективными становятся ситуации образовательного характера и ситуации общения, которые мы также используем в практике речевого развития детей раннего возраста в рамках совместной деятельности в ходе режимных моментов. Такая форма педагогического взаимодействия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать образовательный процесс, сделать его более личностно-ориентированным.
Таким образом, настоящими ФГОС предусмотрены различные формы взаимодействия педагога и детей : организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. И каждая форма эффективна в решении той или педагогической задачи. А ситуации общения и картотека дидактических игр, используемые нами в работе по развитию речи детей раннего возраста, являются очень эффективным средством решения задач Социально-коммуникативное развитие.
Ранний возраст - период активного становления художественного восприятия. В эти годы возникает любовь к книге, зарождается потребность в постоянном общении с ней. Дошкольники широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощь («Репка», «Кот, петух и лиса»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.
В основе работы лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.
Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Воспитатель прикладывает все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. Воспитатель предлагает малышу включаться в игровое взаимодействие, например: попоить – цыпляток из ведерочка, убаюкать куколку. При этом воспитатель постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность, выражать словами своё отношение к происходящему, например: ответить, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый.
В нашей работе мы используем как плоскостные, так и обычные пособия. Плоскостные пособия: иллюстрации, картины; картонные ширмы с плоскостным изображением; картонные ширмы с элементами панорамы; тесненные картонные картинки или ширмы (выпуклое изображение); плоскостные фигурки людей и животных (со статистическими и подвижными частями); плоскостной настольный театр.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет «скатиться» к обыденности, не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. Может быть, поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности именно такой подход мы реализуем в работе с детьми.