Марина Сиянбиль
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека, поэтому семья выступает важнейшим институтом социализации личности, формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и моделей поведения. Под воздействием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение ребенка к своей стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования своего ребенка, охраны и укрепления здоровья, являются одними из основных целей, на решение которых направлен ФГОС ДО.
Каждая семья индивидуальна, любой из родителей имеет свои представления о содержании воспитания и обучения своего ребенка, свои ожидания от педагогов. Именно поэтому для эффективного построения работы по повышению компетентности родителей педагогам ДОУ важно глубоко изучать семью, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания.
В своей работе я, как педагог-психолог, использую различные формы работы с родителями (законными представителями) по изучению семьи :
- анкетирование;
- беседы;
- тренинги;
- совместные игры.
Совместная игра позволяет педагогам пронаблюдать взаимоотношения родителей (законных представителей) с детьми в разных видах деятельности, создает положительную атмосферу, повышает настрой родителей на эффективное восприятие консультационной информации, осознанию своей роли в воспитании ребенка в целом и в физическом развитии в частности.
Мною разработан сценарий такой совместной игры.
Психолог : Здравствуйте, дорогие дети и родители, я очень рада видеть вас всех здесь. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча поможет вам стать еще немного ближе друг другу, еще лучше понимать друг друга.
Традиционно начнем нашу встречу с приветствия.
Игра: «Наши руки»
Встаньте напротив друг друга и выполните следующие действия:
- «Поздоровайтесь» друг с другом указательными пальчиками;
- Погладьте своим мизинцем мизинец партнера;
- Померяйтесь силами с помощью средних пальцев.
- «Попрощайтесь» с партнером безымянным пальцем.
Упражнение выполняется сначала левой рукой, а затем правой рукой.
Психолог : А теперь мы с вами немножко друг друга похвалим.
Игра: «Комплименты»
Стоя в кругу, дети и родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий игрок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Рекомендации:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Психолог : Очень хорошо, вы все большие молодцы. А теперь давайте поговорим о запретах. Дорогие родители вспомните, пожалуйста, что и как вы запрещаете своим детям? (слушаем ответы). Давайте теперь побудем немножко в роли своих деток.
Игра: «Паутинка»
Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш «ребенок». Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем «ребенке». Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а воспитатель обвязывает «ребенка» лентами).
Игра: «Если бы я был мамой…»
Сначала родители фантазируют на тему, что бы они делали, если бы были бы детьми, а затем дети фантазируют о том, что бы они делали, если были бы родителями. Ответы должны быть короткими.
Игра: «Желания»
Каждая семья получает цветик-семицветик, участники загадывают семь желаний : три желания задумывает ребёнок для родителей; три желания взрослый для ребёнка, а одно желание будет совместным (желание ребёнка и взрослого). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками в знак того, что они пожелали свое желание друг для друга.
Рефлексия:
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (что понравилось/не понравилось, что было открытием).