Свелана Ушакова
Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению
Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.
Публикация «Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
«Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие познавательной сферы. Основными компонентами познавательной сферы являются познавательные процессы и способности – динамические компоненты, а так же познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка.
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Познавательная активность выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.
В педагогической науке активность определяется :
как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели);
как формирование личности в целом, её основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций)
Один из видов такой активности – это познавательная активность. Её предметом является самое значительное свойство человека:
познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи,
закономерности, противоречивость.
Характерными чертами познавательной активности являются :
• многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
• глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
• динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
• действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления.
Это интерес к предмету;
эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.
Определить уровень развития этих процессов и способностей можно с помощью определё нных методик: «Исключение лишнего», «Чего не хватает на рисунках?», «Корректурная проба», «Запомни и расставь точки», «Домик» Н. Гуткиной, определение уровня сформированности универсальных учебных действий с помощью экспресс методики Семаго и т. п.
Результаты мониторинга познавательной активности детей 6-7 лет в сентябре 2017 года выявили пассивность у детей одной подготовительной группы.
Следствием снижения познавательной активности стало снижение уровня сформированности познавательных психических процессов. Возникла необходимость создания системы работы по развитию познавательной активности у детей. В процессе изучения материала, мы выяснили возможные причины снижения интеллектуальной активности.
Исследования доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Г,В. Козловская видит причину в раннем интеллектуальном развитии детей, нарушающем принцип природосообразности и ведущем к перенапряжению структур мозга. Забегая вперед, заставляя ребенка интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему недоступны, взрослые не стимулируют, а наоборот, убивают детскую любознательность. Причиной может стать ограничение физической активности детей («не бегай», «не мешай», «не вертись по сторонам», «помолчи» и т. д.) и излишнее увлечение учебной деятельностью в ущерб ведущему виду деятельности дошкольников – игре.
Учитывая возрастные психологические особенности старших дошкольников, была разработана программа на развитие познавательной активности «подготовишек» «Умняшки». Она включает в себя игры - соревнования и развивающие занятия педагога-психолога. Занятия на развитие внимания, мышления, памяти, воображения легли в основу программы.
Цель программы: Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством развивающих занятий, игр-соревнований.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в играх. Учить детей работать в команде, формировать навыки сотрудничества;- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;
- учить ориентироваться в пространстве;
- формировать способность к наблюдательности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- формировать способность к творческому воображению;
- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;
- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;
- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности;
- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
Принципы программы:
1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).
3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников)Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее число занятий: 16, один раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия: 20 – 30 минут.
Занятия проводятся: во второй половине дня; групповые.
В процессе занятий активно используются цветные палочки X. Кюизенера. С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.
Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру, сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.
Представляем вашему вниманию одно из таких занятий.