Лучший педагог года

Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению

Свелана Ушакова
Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.

Публикация «Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению» размещена в разделах

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

«Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие познавательной сферы. Основными компонентами познавательной сферы являются познавательные процессы и способности – динамические компоненты, а так же познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка.

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Познавательная активность выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.

В педагогической науке активность определяется :

как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели);

как формирование личности в целом, её основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций)

Один из видов такой активности – это познавательная активность. Её предметом является самое значительное свойство человека:

познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи,

закономерности, противоречивость.

Характерными чертами познавательной активности являются :

• многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;

• глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;

• динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;

• действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления.

Это интерес к предмету;

эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);

действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.

Определить уровень развития этих процессов и способностей можно с помощью определё нных методик: «Исключение лишнего», «Чего не хватает на рисунках?», «Корректурная проба», «Запомни и расставь точки», «Домик» Н. Гуткиной, определение уровня сформированности универсальных учебных действий с помощью экспресс методики Семаго и т. п.

Результаты мониторинга познавательной активности детей 6-7 лет в сентябре 2017 года выявили пассивность у детей одной подготовительной группы.

Следствием снижения познавательной активности стало снижение уровня сформированности познавательных психических процессов. Возникла необходимость создания системы работы по развитию познавательной активности у детей. В процессе изучения материала, мы выяснили возможные причины снижения интеллектуальной активности.

Исследования доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Г,В. Козловская видит причину в раннем интеллектуальном развитии детей, нарушающем принцип природосообразности и ведущем к перенапряжению структур мозга. Забегая вперед, заставляя ребенка интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему недоступны, взрослые не стимулируют, а наоборот, убивают детскую любознательность. Причиной может стать ограничение физической активности детей («не бегай», «не мешай», «не вертись по сторонам», «помолчи» и т. д.) и излишнее увлечение учебной деятельностью в ущерб ведущему виду деятельности дошкольников – игре.

Учитывая возрастные психологические особенности старших дошкольников, была разработана программа на развитие познавательной активности «подготовишек» «Умняшки». Она включает в себя игры - соревнования и развивающие занятия педагога-психолога. Занятия на развитие внимания, мышления, памяти, воображения легли в основу программы.

Цель программы: Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством развивающих занятий, игр-соревнований.

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей в играх. Учить детей работать в команде, формировать навыки сотрудничества;- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;

- учить ориентироваться в пространстве;

- формировать способность к наблюдательности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- формировать способность к творческому воображению;

- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;

- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;

- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности;

- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;

- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

Принципы программы:

1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников)Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Общее число занятий: 16, один раз в неделю.

Продолжительность каждого занятия: 20 – 30 минут.

Занятия проводятся: во второй половине дня; групповые.

В процессе занятий активно используются цветные палочки X. Кюизенера. С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.

Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру, сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.

Представляем вашему вниманию одно из таких занятий.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению
Опубликовано: 30 мая 2022 в 10:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности формирования познавательной активности в период подготовки к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Свелана Ушакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД