Елена Шишкова
Психологическая готовность дошколят к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии.
В России к этой проблеме одним из первых обратился К. Д. Ушинский. изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел успешность обучения достигается при определённых показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказаний к началу обучения К. Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».
Публикация «Психологическая готовность дошколят к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Теме готовности ребёнка к школе были посвящены труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина и Л. И. Божовича. Позиции большинства из них сводиться в следующем, что основной причиной неготовности ребёнка к школьному обучению является низкий уровень функциональной готовности «школьная незрелость».
Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием. Можно выделить несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная готовность. Ребёнок готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей.
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
• Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни.
Одним из существенных показателей успешной адаптации детей к школьному обучению, является познавательная мотивация.
Уровень сформированности познавательной мотивации может быть установлена при помощи стандартизированных методов диагностики:
Методика Ильина М. Н. «Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» (Приложение 1)
Методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения» (Приложение 2)
Процесс формирования мотивационной готовности ребёнка к школе невозможен без тесного сотрудничества педагогов ДОУ с родителями.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Одной из таких задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью повышение родительской компетентности при подготовке детей к школе. Весь педагогический коллектив оказывает определённое воздействие на воспитанника ДОУ. Чтобы это воздействие было взаимосвязанным, необходимо скоординировать постановку целей и задач педагога-психолога, логопеда, педагогов дополнительного образования, социального педагога и воспитателя группы.
Развивать старшего дошкольника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:
- формировать мотивацию учения как побудительную силу;
- развивать любознательность и познавательные интересы ребёнка как основу познавательной деятельности;
- повышать уровень произвольности психических процессов как фундамента учебной деятельности;
- формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение этой деятельностью.
Учитывая трудности адаптации дошкольников к школе, существует необходимость подготовки детей к школьной жизни. Необходимо использовать занятия по адаптации детей к школьному обучению, где основными задачами являются:
• формирование познавательной мотивации;
• развитие познавательных психологических процессов (внимание, память, мышление и другие);
• улучшения взаимодействия с взрослыми и сверстниками; снижение тревожности и страхов;
• развитие эмоционально-волевой сферы. Курс таких занятий помогут для успешной адаптации и обучения детей в школе.
Приложение 1
«Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» (методика Ильина М. Н.)
Проведение исследования:
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца,
Текстовый материал:
Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
— Я самый сильный в лесу.
Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.
— Нет, одолею!
— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит — Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат.
А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.
Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Выводы
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
Приложение 2
«Методика определения мотивов учения»
(Методика разработана в 1988г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой).
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Метод: эксперимент, беседа.
Процедура проведения.
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы Мотивы, №
1 2 3 4 5 6
I выбор
II выбор
III выбор
Контрольный
выбор
• Внешний мотив – 0 баллов;
• учебный мотив – 5 баллов;
• позиционный мотив – 3 балла;
• социальный мотив – 4 балла;
• отметка – 2 балла;
• игровой мотив – 1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.
Список литературы:
1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе., 2007.
2. Голикова Н. формирование мотивационной готовности к школе. //Дошкольное воспитание. -2004-№4.-с. 42-48
3. Кравцова Е. Е. психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М. :Педагогика,1991.-150с.
4. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г., Экспресс- диагностика в детском саду. ,-2-е изд. -2011. с. 61
5. Широкова Г. А. справочник дошкольного психолога. ,2010.