Екатерина Балакина
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
О важности трудового воспитания детей в семье говорить нет необходимости. Кто из нас не хочет, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, организованным, умеющим всё делать своими руками. Но так бывает далеко не всегда. Родителям зачастую не хватает элементарных знаний, опыта, а то и просто желания и терпения в таком непростом деле, как трудовое воспитание детей. При этом такой опыт копился многими веками, передавался от одного поколения другому. Конечно, сегодня нельзя точь-в-точь применить методы наших дедов и прадедов в воспитании детей. Однако общие принципы, подходы, требования остаются незыблемыми, несмотря на век компьютерных технологий. Попробуем в них разобраться. Основы трудового воспитания закладываются в семье, потому что семья уже сама по себе дружный трудовой коллектив. В нем осуществляются общие дела, а также у каждого имеются свои обязанности, свои функции. Любовь к труду возможно и необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное маленькому ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Все мы замечаем, как, наблюдая за трудом взрослых, ребенок стремится им подражать, сделать то же самое, поучаствовать в работе. Конечно, малыш еще ничего не умеет. Он скорее помеха, чем помощник. Без него вы быстрее управитесь с домашними делами. Поэтому зачастую отмахиваетесь от него, отправляете играть или заняться другими делами. И это главная ошибка, которую допускают родители. Чем старше становится ребенок, тем более угасает его желание работать вместе со взрослыми или самостоятельно. И когда вы считаете, что он уже достаточно готов к труду, это желание практически отсутствует. Начать его формировать заново очень сложно, а порой и невозможно.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Итак, первое правило. Привлекайте ребенка к труду, пока он этого сам хочет, хотя ничего пока не умеет. Начинайте с самообслуживания. Убрать за собой игрушки, книги, отнести в мойку посуду, из которой ел, постепенно учиться самостоятельно умываться, одеваться — эти и другие навыки самообслуживания ребенок должен осваивать непрерывно. От самообслуживания плавно переходим к общему труду, расширению круга трудовых обязанностей, наращиванию их сложности. Прошло совсем немного времени, и ваше дитя уже активно участвует в уборке квартиры, отвечает за вынос мусора, моет посуду, нянчит младших братьев и сестер. Не всегда это хочется делать? Но ведь другие члены семьи выполняют свои обязанности, несмотря на то, нравится ли им это или нет. В доме есть животные? (Как правило, их завели именно по настоятельной просьбе детей). Тогда это их забота — кормить, выгуливать, убирать за кошкой, собакой или другим животным. А то ведь как нередко бывает: первое время потешились, наигрались, а дальше все заботы ложатся на плечи родителей. У вас есть дача? Тогда у ребенка дел еще больше. Надо помочь посадить огород, ухаживать за растениями, прибираться в доме и во дворе, собирать урожай. Возможно, и воды надо принести, и печь затопить. У папы есть машина? Значит, надо не только на ней кататься. Привлекайте сына к ремонту, пусть поможет помыть машину, почистить ее внутри, навести порядок в гараже.
Отдельным объектом заботы ваших детей должны быть дедушки и бабушки независимо от того, живут они отдельно или вместе с вами. И неважно, что пока они справляются во многом сами. Пусть внуки понимают, что не только дедушки и бабушки обязаны о них беспокоиться, но и о них надо также заботиться. Сил у них уже не так много, как это кажется.
А может, у вас есть соседи, знакомые, которые нуждаются в посторонней помощи? Мамочки, которым не с кем оставить, хотя бы на короткое время, ребенка? Инвалиды, пожилые люди, которым надо помочь купить продукты, спуститься вниз по лестнице, убрать квартиру? Да мало ли в чем могут нуждаться люди, которые не могут сами себя обслуживать в полной мере. В последние годы стало меньше уделяться внимания участию детей в общественном труде. А ведь именно общественный труд — будь то уборка класса, субботник, летний лагерь труда и отдыха, ученическая производственная бригада, волонтерское движение — всё это эффективный способ формирования у детей не только трудовых навыков, но и коллективизма, сопричастности, чувства радости совместного труда.
Резкий поворот в сторону индивидуализма, работы только для себя и на себя разрушает лучшие душевные качества человека. Почему мы тогда возмущаемся, когда видим примеры жестокого обращения детей со своими родителями, друзьями? Задумайтесь об этом. Дел, в которых может принять участие ваш ребенок, еще можно назвать очень много. Главное, не надо оберегать от них детей. Еще маленький, успеет наработаться, уроков много, дополнительные занятия — когда тут еще трудиться, пусть ребенок отдохнет побольше. Вам знакомы эти, казалось бы, неопровержимые доводы? А потом удивляемся — постель за собой не убирает, посуду не моет, уборка квартиры вся на маме, на огород не затянешь. Не хотите этого? Не жалейте излишне ребенка. Что важно учесть при организации труда ребенка? Нужно научить делать то или иное дело. Умения и навыки автоматически не даются. Всему надо учить. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Затем нужно постоянно наблюдать, что у ребенка получается, а что нет, поправлять, подсказывать.
Важно также научить организовывать труд. Прежде чем начать дело, давайте определим его цель, задачи, которые собираемся решать: что и для чего будем делать. Затем — как. Какие нужны инструменты, какие способы будем применять, в какой последовательности будем действовать, как будем оценивать результаты. Нужен тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений. Ненавязчиво, без окриков и упреков, без высмеивания, если что-то не получилось. Каждый человек имеет право на ошибку — помните об этом. Ребенок должен быть уверен в важности выполняемой работы. Если у него сложится впечатление о бесполезности его труда, это может отбить охоту от любой работы в будущем. Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Это в дальнейшем поможет им в выборе своей профессии, своего жизненного пути. Надо сделать так, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать всё необходимое по хозяйству и не считали выполнение этого дела чем-то недостойным себя.
Позаботьтесь о чередовании труда и отдыха, разных видов деятельности, особенно у младших школьников. Очень важно учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка при выборе видов труда. Конечно, это не значит, что делать нужно только то, что нравится. Но наилучшие успехи, а значит, и наивысшее удовольствие ребенок получит тогда, когда работа ему по душе и он умеет ее делать. Это, кстати, в полной мере относится и к труду взрослых людей. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности, в первую очередь маленьких детей. Ни в коем случае не следует видеть в труде лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие мотивы иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: хороший поступок (потрудился) — награда; плохой поступок (отказ) — наказание. В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде. Но потребность как раз и не развивается, напротив, труд всё больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь в порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» — значит приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности. И, конечно, каждое хорошо выполненное дело требует поощрения. Это не значит, что за работу надо обязательно платить деньги. Хотя это тоже не надо исключать, особенно когда речь идет о труде подростков. Но доброе слово, похвала, особенно в присутствии других людей, членов семьи должны быть обязательным атрибутом. Мы все — и взрослые, и дети — хотим, чтобы нас замечали и ценили. Об этом не надо забывать.
И в завершение поразмышляйте над следующими вопросами.
• Если вы постоянно в присутствии детей говорите о том, что работа для вас наказание и каторга, то как о ней будут судить ваши дети?
• Если вы сами не выполняете домашние работы вовремя и аккуратно, то сможет ли этому научиться ваш ребенок?
• Если вам проще выполнить домашнюю работу самому, а не учить этому ребенка, что его ждет в будущем?
• Если вам важны успехи ребенка только в учебе, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
• Если вы никак не оцениваете труд ребенка, откуда у него появится желание делать дальше любую работу?
• Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым человеком? Научите его трудиться!