Екатерина Шипова
Консультация для воспитателей «Просто о сложном. Нарушение поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Ребенок ерзает на стуле, подгибает под себя то одну, то другую ногу, хаотично перебирает все, что попадет под руки, отвлекается, разглядывая то, что сейчас привлекло его внимание, не переключая его на то, что требуется по инструкции. Таким образом, он взрослого не слышит вообще или слышит частично. Знакомо? Что же это? Конечно же он неусидчивый скажут большинство родителей. Специалист же скажет, что это нарушение всех видов внимания, здесь страдает и объем, и устойчивость, и конечно переключаемость. Но в чем причина такого тотального нарушения внимания? От куда, так сказать ноги растут?
Публикация «Консультация для воспитателей „Просто о сложном, Нарушение поведения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Замечая таких детей, как специалист, понимаю, что ребенок непростой, он имеет определенные неврологические причины. Таких детей в любом возрасте, как правило отправляют к психологу прямо с занятий или уроков, чтобы специалист взмахнув волшебной палочкой превратил неспокойного ребенка в прилежного. Многие психологи, работающие в образовательных учреждениях закивают сейчас головой. Да, да и еще раз да! Но увы, как вы уже знаете этот волшебный способ не работает! В самом начале профессиональной деятельности, работая с такими детьми применяла различные упражнения, игры для коррекции эмоционально-волевой сферы, развитии психических процессов, в частности внимания, искала различные подходы разных авторов. Положительная динамика отслеживалась, но полностью поведение не корректировалось. Хотелось найти более эффективные методы, способы коррекции. И только, став нейропсихологом поняла причину данного поведения детей.
Причина в отсутствии сбалансированной, отлаженной работе нервной системы. В организме человека протекает множество процессов и все они чередуются в определенным порядке. Так, например, в процессе дыхания чередуется вдох и выдох. А вот в работе нервной системы чередуются процессы возбуждения и торможения, регулируемые корой головного мозга.
Поэтому во время деятельности ребенка своевременно не происходит такого переключения. Как правило, по нарастающей идет возбуждение, которое не переключается на торможение. Таким образом, и происходит перевозбуждение. Все! Нервная система не в состоянии регулировать процессы внимания, которые влияют на восприятие и усвоение информации.
И здесь, я вновь обращаюсь к метафоре с лампочкой, как и в объяснении речевых нарушений. Для сбалансированной работы нервной деятельности лампочка должна гореть тогда, когда нам это необходимо и вовремя затухать. А у таких детей не происходит своевременного процесса выключения лампы. В нервной системе преобладают процессы возбуждения. Для осмысления задаю вопрос родителям : «Что будет с лампочкой, если она все время будет гореть?». Ответ однозначен: «Она перегорит!». «Что будет с Вашим ребенком, если он все время как лампочка в состоянии перевозбуждения?». И здесь, я вижу как меняется понимание родителя о том, что происходит с ребенком. Так как человеческий организм способен включать защитные механизмы, чтобы не разрушиться, то после длительного перевозбуждения, идет тотальное торможение. При этом ребенок может быть активным в движениях, может даже говорить, но ответы не по контексту «невпопад». Следовательно, сохраняя активность, воспитанник не может усваивать ни обучающий материал, ни какую либо информацию, поступающую извне. Поэтому для восстановления сбалансированной деятельности нервной системы необходимо медикаментозное сопровождение. И только на фоне лечения коррекция эмоционально-волевой сферы даст положительную динамику.
Следует отметить, что необходимо знать анамнез воспитанника. Так как
несформированность эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в нарушениях поведения, напрямую связана с патологией пренатального или натального, возможно и постнатального периода.