Акопян Надежда
Конспект занятия «Происхождение фамилии»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ
Цель: формировать представления о происхождении фамилий; развивать любознательность; воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям.
Задачи:
1. Закреплять знания о том, что у каждого человека есть своё имя и фамилия, которое отличает его от других людей.
2. Развивать интерес к своей фамилии, закреплять знания о происхождении фамилий, их смысловой значимости для человека.
3. Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Публикация «Конспект занятия „Происхождение фамилии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
4. Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности.
5. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Педагог: Ребята, я знаю, что в жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда ему хочется узнать обо всем на свете.
– Отгадайте загадку:
«И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
И у всех есть. Чтобы его узнать, надо вслух назвать» (имя)
– Когда человеку дается имя?
–Ребята, а для чего необходимо человеку имя?
Ребята, вы скоро пойдете в школу, в 1 класс. И представьте, что у вас в классе будет 8 Тань.
-Послушайте стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой, и попробуйте в нем разобраться.
В первом классе восемь Тань.
Это прямо наказание!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!» —
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках:
Эта — маленького роста,
Та — высокая в очках.
Таня — тёмные реснички,
Таня — русые косички,
Чёлка чёрная у той,
У другой — как у лисички
Хвостик ярко-золотой.
Есть румяная Танюшка,
Как снегирь в лесу живой,
И, как звёздочки, веснушки
У последней, у восьмой.
По фамилии в журнале
Их сегодня вызывали,
И фамилии подруг
Услыхали все вокруг.
Автор: Александрова Зинаида Николаевна
– Что делать, когда в классе восемь Тань? Как запомнить? (по фамилии)
Как видите, достаточно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто.
-Предположите, какова тема сегодняшнего занятия? (Как образовались фамилии)
-Правильно ребята. Сегодня нам предстоит выяснить: как появились фамилии.
– Ребята, что же такое фамилия. Кто – нибудь из вас знает?
– Ребята, фамилия, в переводе с латинского, означает «семья», это наследственное имя семьи. Это привычное слово попало в наш язык из латыни.
Когда-то очень давно на Земле было мало людей, и люди пользовались только именами. Но когда стало людей много, нужно было как-то их различать, так возникли фамилии.
В нашей стране это случилось примерно 700 лет назад.
Жил человек, работал гончаром, получил прозвище Гончар.
Проходят годы, и потомки этого Гончара получают фамилию Гончаровы,
которая уже передаётся по наследству.
Становятся потомки людьми разных профессий. Работал человек поваром, и фамилию получил….(ПОВАРОВ) Трудился человек шил и чинил сапоги, вот и получил фамилию…. (САПОЖНИКОВ)
В городе могло быть два Ивана, один из них был ленив. Поэтому люди стали называть его Иван Лежебока. Лежебока-это его фамилия.
Многочисленную группу, среди фамилий, составляют фамилии, каким по счету в семье родился ребенок. Среди фамилий этого типа : Одинцов, Как вы думаете, сколько детей было в семье! (1) Шестаков, Пятаков и др.
– Каждый человек в нашей стране носит фамилию.
Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь.
Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий.
задание №1 - «Мы сочинители»
- Предлагаю вам сейчас по рисунку на карточке придумать фамилию.
Возьмите любую карточку. (КОСМОНАВТ, ЖУРНАЛИСТ, ПОЖАРНЫЙ) (БАНКА, НОЖ, ГРЕЦКИЙ ОРЕХ, ИЗЮМ, МЕДВЕДЬ, БЕРКУТ, КАТЕР) Обучающийся показывает карточку и тут же придумывает фамилию, соответствующую данному рисунку.
-Молодцы ребята, а сейчас предлагаю поиграть, да мяч покидать! Встаем в круг.
Задание №2 - «Фамильное лото»
Я вам бросаю мяч и называю фамилию, а вам нужно попробовать объяснить происхождение этой фамилии : Лисицын, Соловьев, Чистых, Соломин, Малиновский, Белов, Третьяков, Шапошников, Косарев, Петухов…
- Молодцы ребята. Присаживайтесь.
Задание №3 - «Угадай фамилию»
Ребята, вы когда - нибудь играли в игру «Угадай, что это?» Вот мы сейчас и поиграем, вам нужно изобразить жестами, мимикой, действием определённое слово, в данном случае - фамилию, не произнося при этом ни звука. Каждый получает слово на ушко и начинает изображать его, а остальные должны угадать, какая же фамилия была задумана. Например: Утюгов, Сапожников, Носков, Круглов, Морозов, Кукушкин.
Педагог: Молодцы все, какие!
Педагог: Ребята, как вы понимаете, выражение «гордиться своей фамилией»!
Ну, что ж ребята, мы выяснили, как образовались фамилии!
Вывод: Ребята, кто знает, какой цветок является символом Дня семьи?
-У меня в коробочке ромашки. Я предлагаю из этих ромашек сделать украшение – оберег. (садятся за столы и работают)
А гостям мы дарим браслетики с ромашкой, как оберег для вашей семьи.
Рефлексия: Ребята, если вам понравилось занятие возьмите ромашки в левую руку и поднимите их вверх. А если нет, то пусть ваш оберег останется на столе
Педагог: Наше небольшое мероприятие хочется закончить следующими словами.
«Между живущих людей бесфамильным никто не бывает; в минуту рождения каждый фамилию свою от родителей получает.
Достойно несите свою фамилию и гордитесь ею!»