Олеся Демина
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы». Часть II
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение
коррекционно – развивающей работы
Занятия проводятся 4 дня в неделю по 2 часа.
Занятия по формированию социально – бытовых навыков: 3 дня по 20 мин.
Занятия по развитию моторно – двигательной сферы: 2 дня по 20 мин.
Занятия по коррекции эмоционально – волевой сферы (с педагогом – психологом) : 2 дня по 20 мин.
Занятия по коррекции речевой сферы (с логопедом) : 3 дня по 20 мин.
Публикация «„Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы“, Часть II» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Занятия по развитию интеллектуальной сферы: 2 дня по 20 мин.
Не менее 2 – х раз в неделю – посещение групповых занятий или уроков в классе.
При работе с детьми с СД необходимо учитывать сбалансированность учебных занятий и времени отдыха. В связи с быстрой утомляемостью и медленной восстанавливаемостью девочки время перемены равно времени занятия (20 мин). В это время девочке доступны отдых и свободная игровая деятельность (в том числе и с детьми в классах). В это время педагог проводит наблюдение за ребенком, а также оказывает различную помощь и становится партнером по игре.
Совместные с родственниками занятия проводятся не менее 2 – х раз в неделю. Также по необходимости производится консультирование родителей.
Примерные темы для построения коррекционной работы:
№ урока
ДАТА
ТЕМА
Наглядность и
дидактические материалы
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Комплекс артикуляционных упражнений Зеркало, спец. пособия
2. Комплекс речевых упражнений (звуки, слоги) Зеркало, спец. Пособия
3. Модуляция голоса. Спец. Пособия, звучащие игрушки
4. Артикуляция гласных звуков Зеркало
5. Артикуляция звуков Б, П Зеркало
6. Артикуляция звуков В, Ф Зеркало
7. Развитие общей моторики Мячи, скакалка
8. Развитие мелкой моторики Шнурки, бусины
9. Рисование и штриховка фигур через трафарет Трафарет, ручка, тетрадь
10. Артикуляция звуков М, П Зеркало
11. Сличение образа предмета и слова Разные предметы с несложными названиями
12. Стимуляция лепетной речи Зрительно – слуховой контроль
13. Дыхательная гимнастика Зеркало, спец. пособия
14. Игра «Чего не стало?» Картинки, предметы, игрушки
15. Понятия «далеко – близко» Предметные картинки, игрушки, предметы
16. Понятия «дальше – ближе» Предметные картинки, игрушки, предметы
17. Понятия «высоко – низко» Предметные картинки, игрушки, предметы
18. Понятия «выше – ниже» Предметные картинки, игрушки, предметы
19. Понятия «большой – маленький» Предметные картинки, игрушки, предметы
20. Понятия «больше – меньше» Предметные картинки, игрушки, предметы
21. Игра «Вижу, слышу» Предметы, предметные картинки, звучащие игрушки
22. Игра - драматизация Фоновая композиция, куклы
23. Звук А в начале слова Карточки с буквами и словами, магнитная азбука, трафарет, зеркало
24. Звук О в начале слова Карточки с буквами и словами, магнитная азбука, трафарет, зеркало
25. Звук У в начале слова Карточки с буквами и словами, магнитная азбука, трафарет, зеркало
26. Звук И в начале слова Карточки с буквами и словами, магнитная азбука, трафарет, зеркало
27. Звук Е в начале слова Карточки с буквами и словами, магнитная азбука, трафарет, зеркало
28. Игра «Покажи слово» Карточки со словами, зеркало
29. Лепка из пластилина. Сказки. Пластилин, картинки, сказка.
30. Пальчиковая гимнастика Спец. пособие
31. Работа с песком Латок с песком
32. Конструирование из геометрических фигур Геометрические фигуры
33. Рисование по шаблону Разные шаблоны
34. Штриховка изображений Цветные карандаши, шаблоны фигур
35. Выкладывание сложных фигур Счетные палочки, полоски бумаги
36. Аппликация Цветная бумага, клей, ножницы
37. Предметно – практическая деятельность Кубики, карандаши, разных размеров
38. Дифференциация пальчиковых поддержек Барабан и барабанные палочки
39. Меловой рисунок Мелки, доска
40. Упражнение «Узор» Элементы для узора
41. Обводка и штриховка. Понятия внутри и снаружи Контуры, цветные карандаши
42. Двигательные игры Спец. пособие
43. Ритм и темп Спец. пособие
44. Горизонтальные и вертикальные линии Карандаш, линейка, полоски бумаги
45. Диагональные линии Карандаш, линейка, полоски бумаги
46. Зрительно – пространственный гнозис. Правая сторона. Спец. пособие
47. Ориентирование в частях тела Спец. пособие
48. Рисунок человека Карандаши, бумага
49. Тренировочные упражнения в дидактических играх Спец. пособие
Итоговые показатели
На конец срока окончания реализации программы Настя должна уметь :
• воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
• различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, теплый – холодный и т. д. ;
• воспроизводить в отраженной речи знакомые слова;
• различать основные цвета и формы;
• дифференцированно реагировать на отдельно звучащие неречевые звуки;
• учитывать знакомые свойства предметов в игровой и предметно – практической деятельности;
• уметь ориентироваться в помещениях и кабинетах школы;
• освоить способы действий с предметами;
• концентрировать внимание на объекте;
• переключать свое внимание с одного объекта на другой;
• воспроизводить действия взрослого путем подражания;
• узнавать знакомые предметы среди незнакомых;
• демонстрировать готовность взаимодействия со взрослым, принимать помощь взрослого;
• положительно реагировать на сверстников и взрослых, находиться рядом друг с другом, не причиняя вреда и не доставляя дискомфорта;
• выполнять по речевой инструкции ряд несложных действий с предметами;
• выполнять простейшие поручения и просьбы;
• пользоваться невербальными формами коммуникации;
• воспроизводить простые звукоподражания, лепетные слова;
• выполнять под музыку простые движения по образцу, по слову - сигналу;
• выполнять движения по самомассажу по показу взрослого;
• выполнять разные виды захвата материала при играх с сухим бассейном.
Заключение
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.
Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать некоторые простые манипуляции с предметом).
При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.
Наша программа, разработанная на базе МБОУ ООШ №1 г. Слюдянка, направлена прежде всего не на обучение ребенка каким – то определенным действиям, а на успешную социализацию особенного ребенка. Также наша программа позволяет родителям детей с СД не оставаться в стороне в процессе обучения их ребенка, что позволяет значительно расширить кругозор не только малыша и его родителя, но и окружающих в целом, что является еще одной ступенью в формировании толерантного отношения к особенным детям.