Анастасия Аксенова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи: обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния; формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов; развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».
Публикация «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Признаки в области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
У людей заметно снижается: энтузиазм в работе; пропадает блеск в глазах, усталость. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека. - Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений.
Это – естественные 1. способы регуляции, которые включаются сами собой.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Естественные 2. приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном;
Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности) ;
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления)
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Послушайте пожалуйста притчу:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец, подумав, ответил: Все в твоих руках.
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни. Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием.
1 Упражнение «Да, я такая, а еще….»
Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый, сидящему справа, говорит комплимент, а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я….» и называет свое положительное качество. Начинаем с…
Вопросы для обсуждения:
- Кто испытывал неловкость, затруднения?
- Кому показалось, кто-то хвастается?
- Узнали ли вы что-то новое о людях?
- А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?
2. Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Психолог: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных» : у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
• по наличию часов на руках;
• по стилю обуви;
• по длине волос;
• по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
• по цвету брюк и юбок;
• по цвету глаз;
• по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
3 Упражнение «ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт.
Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так.
Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем! Можно увеличивать длительность каждой фазы.
Для того что бы поднять общий тонус, чередование фаз вдох-выдох-пауза. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.
4 Упражнение «Лимон»
управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
5 Упражнение «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик.
Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. «Стирайте» до ее полного исчезновения.
6 А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь может посылать вам все новые трудности.
И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Спасибо за работу! Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!