Ярушкина Светлана Валерьевна
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается.
Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи:
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
• в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.
• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- предупреждение дефектов звукопроизношения.
Правильное звукопроизношение складывается из:
- хорошо развитого фонематического слуха;
- нормального речевого дыхания;
- развитой артикуляционной и мелкой моторики.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;
2. Игры, направленные на восприятие ритма;
3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;
4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.
Артикуляционная моторика
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.
С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).
В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.
Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.
Мелкая моторика
Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук.
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:
Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;
нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;
произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;
неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая
Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:
• аденоидных разрастаний;
• общей физической ослабленности;
• сердечно-сосудистых заболеваний.
Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, возд шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.
Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.
Упражнение «Фокус» :
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Голос
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.
1. «Эхо»
В лесу причу: «ау, ау».
А мне в ответ: «ау, ау».
Горе кричу: «ау, ау».
Гора в ответ: «ау, ау»
2. «Телефон»
3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:
Мне мила моя работа (тихо)
Я доволен, я горжусь (громко)
Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:
Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,
ушками захлопали, ножками затопали.
Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.
Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: ….,
Лошади заржали: …., Мухи зажужжали: ….,
Лягушата квакают: …., А утята крякают:….,
Поросята хрюкают: …., Мурочку баюкают.
Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.