Аинна Герасименко
Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Aктуaльность профилaктики дисгрaфии и дислексии у детей дошкольного возрaста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у млaдших школьников.
Поэтому, предупреждение нарушения письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 3
Темочки:
Прежде чем говорить о профилактике письменной речи, уточним терминологию. В понятие «письменная речь» входят понятия чтение и письмо. Чтение и письмо не могут существовать одно без другого как в своем развитии, так и в постоянном употреблении.
Чтение – это процесс восприятия графических символов и их понимание.
Письмо – это процесс передачи сообщения с помощью видимых графических символов. В процессе письма принимают участие разные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный, речедвигательный.
Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.
Слайд 4
Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Решение задач по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.
Слайд 5, 6,7,8
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР :
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.
Для решения данной задачи можно использовать следующие виды игр и упражнений: артикуляционная гимнастика в стихах и сказках, дыхательные упражнения с различными атрибутами, игра «Отгадай, какой звук я произнесла?» (угадывание звука по артикуляции, знакомство с символами звуков.
Слайд 9,10,11
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Выделение из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
Можно предложить детям назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними, назвать слитно слово, произнесённое по слогам, составить слово из слогов, данных в беспорядке.
В играх «Цепочка слов», «Прицепи вагончик» дети учатся выделять звук из начала и конца слова. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова. Т. о. составляется цепочка. Умение определять позиции звука в слове формируется в игре «Найди место звука в слове».
В игре «Что получится?» по картинкам дети выделяют первые звуки и составляют слог, «Расшифруй слово» - слова составляются по первым звукам (буквам) других слов.
В игре «Подбери словечко» дети определяют по звуковой схеме, какое слово предложено, а также составляют звуковые схемы слогов и слов.
Интересны воспитанникам игровые упражнения на образование нового слова путём замены, прибавления какого-либо звука.
В игре «Поезд» детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.
В игре «Телеграф» ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).
Слайд 12
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Для уяснения лексического значения слова используются игры «Подбери слово» : подобрать нужное слово к смысловому ряду (по опорным признакам. Например: белое, теплое, парное (что) (Молоко);
по обобщающему понятию); подобрать родственные слова в игре «Назови семейку», синонимы – игра «Слова – приятели», антонимы – «Скажи наоборот».
В результате использования игр у детей : улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется интерес к правильному, осмысленному чтению, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Слайд 13
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Примеры упражнений, которые модно использовать в работе с дошкольниками : отгадывание загадок, разгадывание ребусов и головоломок, собирание разрезных картинок, игры «Дополни ряд», «Что лишнее?», «Бывает – не бывает», «Кто кем будет», «Запомни и назови», «Чего не стало» и «Что изменилось», «Найди отличия».
Для развития слухового внимания можно использовать игры «Назови звуки, которые ты слышишь», «Отгадай, что я делаю», «На чем играю?», «Кто позвал?», «Где звенит колокольчик?».
Слайд 14
5. Развитие грамматических навыков.
Важной частью профилактической работы является формирование грамматического строя речи дошкольников : согласование существительных с прилагательными и глаголами, с числительными, правильное употребление предлогов и наречий, местоимений, изменять слова в роде и числе.
Можно использовать следующие упражнения: «Какой, какая?», «Жадина» (употребление притяжательных местоимений, «Хвастуны» (употребление прилагательных в превосходной степени, «Назови ласково», «Один – несколько», «Помоги Незнайке исправить ошибку», «Вставь пропущенный предлог», «Считай до 5» и т. д.
Слайд 15
6. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
Слайд 16
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Формирование пространственного восприятия и представлений включает в себя работу по дифференциации правых и левых частей тела, определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком, определение пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями.
В работе можно использовались игры и задания: «Домик» (дополнить рисунок домика, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево, «Коврик для куклы», раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т. д., определение места соседа по отношению к себе.
Слайд 17
8. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
Слайд 18
9. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т. д.).
Слайд 19
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.
Необходимо научить детей выделять слова в предложении, слоги в словах, звуки в слогах и словах, понятие о длинных и коротких словах.
Дети могут составлять схемы предложений, считать слова в предложении, вставлять пропущенные слова
При изучении букв помогают следующие игры: «Волшебная буква» и «Буква сломалась», «На что похожа», изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г, использование зашумленных картинок, обведение букв по трафарету, рисование на манке и песке, лепка из пластилина, выкладывание веревкой и камешками хорошо помогают запомнить образ буквы.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Таким образом, тщательно спланированная и целенаправленная деятельность учителя-логопеда по профилактике нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ОВЗ значительно повысит эффективность работы и поможет снизить риск проявления дислексии и дисграфии в школьном обучении.