Алена Фирсова Сычевник
Сообщение на педсовете «Профессиональная компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
В начале своего выступления хочу обратиться к одному из важнейших документов, регламентирующих деятельность нас как педагогов – профессиональный стандарт «Педагог». В пункте 3.2.1. «Трудовая функция» по направлению «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» в разделе необходимые умения прописано: «Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения»
Публикация «Сообщение на педсовете „Профессиональная компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников“» размещена в разделах
Для того, чтобы выстраивать подобные отношения, педагог должен обладать определенными профессиональными компетентностями в работе с родителями своих воспитанников, приблизительно такими же, какие Вы называли при составлении портрета педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в общении с родителями.
Давайте подробнее рассмотрим, какие же личностные качества и установки входят в содержание профессиональной компетентности. Их можно разделить на три компонента : личностный, содержательный и деятельностный.
Личностные качества и установки (личностный компонент) :
• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
• Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.
Знания (содержательный компонент) :
• О семье.
• Об особенностях семейного воспитания.
• О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
• О методах изучения семьи.
• О современных формах организации общения.
• О методах активизации родителей.
Умения и навыки (деятельностный компонент) :
• Умение преодолевать психологические барьеры общения.
• Владение методами изучения семьи.
• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье.
• Умение ориентироваться в информации.
• Умение конструировать программу деятельности с родителями.
• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями.
• Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей не только в родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.
Доброжелательного вам общения и плодотворного сотрудничества с вашими родителями!