Наталья Агеева
Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в современном детском саду
«Проектно-исследовательская деятельность
с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена»
Воспитатель : Агеева Н. В.
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Педагоги ДОУ ориентируются насоздания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Мы должны через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель любого педагога состоит в том, чтобы сделать ребенка способным развиваться дальше без помощи взрослого.
Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложения рассуждений, делать правильные выводы.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.
Сегодня метод проектов широко внедрен в образовательную практику в России, что в полной мере соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация.
Метод проекта основывается на интересах детей, они учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группесверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, он незаменим в организации взаимодействия педагогов и социума, поиску новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.
Предлагаю вашему вниманию способы разработки проектов в ДОУ, которые я использую в своей педагогической деятельности :
1. Системная паутинка
Социально-коммуникативное
Развитие
(перечислить формы работы) Познавательное
Развитие
(перечислить формы работы) Речевое
Развитие
(перечислить формы работы) Художественно-
эстетическое
развитие
(перечислить формы работы)
Физическое
развитие
(перечислить формы работы) Формы взаимодействия
с семьей и социальными партнерами
(перечислить формы
работы) Режимные моменты
(перечислить формыработы)
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям. Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
2. Модель трех вопросов
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Для сбора информации пользуемся символами в виде картинок Симонова А. И.
3. Образ "Семь мы" (автор Сергей Измайлович Заир-Беккандидат педагогических наук, исполнительный директор программы "Развитие критического мышления
через чтение и письмо в России»)
-Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
-Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
-Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
-Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
-Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
-Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
-Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
3. Метод «Мыслительные карты»
Предпочтение из этих способов, я отдаю использованию в работе с детьми проектно-исследовательских технологий в сочетании с методом мыслительных карт, это позволяет мне организовать образовательный процесс индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника.
На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике. Разработка и реализация проектов широко освещены в различных методических рекомендациях, а о методе ментальных карт, используемом в работе с дошкольниками, информации недостаточно.
Мыслительная карта (Майндмэппинг) - переводится, как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта) придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Метод мыслительных карт - это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал. Логические операции, речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает левое полушарие мозга. А вот за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.
В чем преимущества нового способа обработки информации?
1. Запись информации быстрая, легкая и не такая объемная.
2. Читая карту, вы будете иметь пред глазами структурированные и логические взаимосвязи.
3. Ментальные карты развивают когнитивные процессы, а именно - память, мышление и воображение
4. При создании рисунка человек использует свой творческий потенциал и ресурсы обоих полушарий мозга.
5. Информация запоминается практически моментально и с высоким уровнем качества.
6. Легко научиться такому методу, как ментальная карта. Как составить ее, поможет несложная инструкция.
Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт :
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры.
• Лист А4, А3, ватман располагается горизонтально.
• Главная идея, проблема обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки, запись.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждую мысль можно обводить, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
При обучении детей использованию схем нужно действовать последовательно, постепенно вводя различные формы абстракции в изображении. Известно, что и сами дети рисуют достаточно абстрактно (и художники-абстракционисты учились у детей, даже в этом смысле можно предлагать им рисовать мыслительные карты, не боясь, что им будет слишком сложно.
Пример ментальной карты для детей
Знакомить детей с методом создания ментальных карт необходимо начиная с простых понятий, известных ребенку. Это хороший способ закрепления обобщающих понятий, лежащих в основе всех знаний.
Например, попробуйте с помощью карты, созданной вместе с детьми, изучать времена года. Картинки могут быть вырезаны из старых журналов.
Изучая проект по теме «Транспорт», схематически можно оформить его так:
При этом необходимо поставить цель проектной деятельности, задачи, которые вы хотите решить, указать возрастные особенности группы дошкольников. Этапы реализации и темы проекта отражены в виде цветных линий – разветвлений. Эта форма оформления позволяет внести изменения или наоборот дополнения в проектную деятельность. Планировать этапы реализации проекта можно не только педагогам и специалистам совместно, но и совместно с детьми используя ту же модель «Модель трех вопросов»
Продукт проекта можно также оформить в виде ментальных карт, при этом используя картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников. В результате получаем «карту мышления» -визуальное отображение собственного представления о предмете или проблеме, она отображает не только результат, но и сам процесс мышления. Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов.
В своей практике я осваиваю и внедряю в педагогическую деятельностьмыслительные карты с разными целями : чтобы прояснить для себя какой-либо вопрос, собрать информацию, запомнить сложный материал, определить объем предстоящей работы, использовать их для планирования педагогической деятельности, генерация идей, коллективного решения задач.
Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации, при этом информация, изложенная графическим способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания ментальных карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности.
Со временем у каждого человека развивается свой стиль создания ментальных карт, а на первых порах можно использовать готовые примеры. Некоторые ментальные карты похожи на картины, так как происходит раскрытие творческого потенциала при их создании. Идеи, которые возникают при создании ментальных карт, поражают своей оригинальностью.