Буторина Татьяна Викторовна
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №8»
Выступление на педагогическом совете №3
на тему:
«Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования»
Подготовил воспитатель
:Буторина Т. В.
Оренбург,2020 г.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Метод проектов как один из методов интегративного обучения позволяет развивать у дошкольников выше перечисленных качества
Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
Проект – В современной трактовке этот термин связывается с понятием «проблема»
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором.
Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
На экране вы видите типологию проектов :
-по кол-ву: индивидуальные и групповые,
-по содержанию: монопроекты, интегративные.
-по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
-по проектной деятельности : информационные, исследовательские. Творческие, проектно-ориентированные.
Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательского-творческого характера под руководством педагога.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск
-проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых
-обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный
2 .Практический
3. Итоговый.
Проект это 5- П
1 - Проблема;
2 - Проектирование
(планирование);
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 - Презентация.
Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Сегодня мы поговорим об экологических проекты в ДОУ-
Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели
педагогического процесса экологического образования дошкольников.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Цель нашей работы - формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Дидактические принципы
Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев:
1. развития познавательного интереса
Задачи: • Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); • Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей); • Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы : изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты; • Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
2. позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакций на успех и неудачу,
3. увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.
Основные принципы, которые легли в основу проекта :
· Принцип учёта возрастных особенностей детей;
· Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
· Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
1. В нашей группе уже реализовано несколько проектов, так в младшей группе был разработан проект Тема : «Покормите птиц зимой»
Актуальность проекта :
Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим – птицам, пополнить багаж знаний о зимующих птицах, о среде их обитания.
2. В старшей группе нами был разработан проект тема : «Перелетные и зимующие птицы»
Цель проекта :
Формировать и расширять представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи: создать благоприятные условия для формирования у детей знаний о разных видах птиц.
- упражнять детей в классификации видов птиц.
- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность, творческие способности.
- прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.
В результате этого проекта нами была создана стенгазета для родителей и лепбук для детей.
Выводы: Мы считаем, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит важные положительные плоды совместной работы. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц и оказание им помощи в холодный период. Задачи: 1. Расширять знания детей о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание) и о роли человека в жизни птиц. 2. Расширять представления детей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала. 3. Научить детей правильно подкармливать птиц. Обобщить знания воспитанников, полученные при наблюдении за повадками птиц. 5. Развивать любознательность, связную речь, творческие и интеллектуальные способности детей; 6. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, учить детей любить природу. 7. Привлечь родителей к данной проблеме, развивать совместную деятельность родителей и детей.
В перспективе планируется работа про проекту «Почемучки и следопыты», который будет проходить в мае месяце. Этот проект нацелен на то, чтобы родители совместно с детьми в домашних условия провели опытно-экспериментальную деятельность. И в заключении составили фотоотчет о проделанной работе. Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность, становясь активными участниками процесса обучения своих детей, у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них.
Заключение.
1. При использовании метода проекта в образовательном процессе педагог свободен в выборе способов и видов деятельности.
2. Проектно-иследовательская деятельность дошкольников в рамках экологического образования позволит повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.