горбачева ольга
Проектная деятельность в театральном коллективе: региональный опыт
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность в театральном коллективе : региональный
опыт».
Педагог дополнительного образования МОУДОД ДДТ «У Белого озера», рук. образцовой драматической студии «Зеркало» Горбачева О. В.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экспериментирование. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Студии «Зеркало» уже более 25 лет, из них более 15 лет мы вместе с детьми занимаемся проектной деятельностью. В работе над спектаклем мы используем этюдный метод, а это та же самая проектная деятельность. Сначала детьми самостоятельно ставятся этюды, по сценам из пьесы, затем обсуждаются, анализируются показы и выбирается интересный вариант, не противоречащий основной идеи спектакля. Таким образом, дети и педагог являются сотворцами спектакля.
Ведь проект- это, прежде всего, форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной задачи: учебной, социальной, технической, культурной, организационной и т. д.
Проектный метод предполагает использование окружающей среды, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. В основу проектного метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Проект дает ребенку возможность найти себя - определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Важно, чтобы проект предусматривал, не просто самообразование, но имел социальную направленность. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
К организации проекта предъявляются следующие требования (по А. В. Хуторскому) :
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта может быть одна, а пути реализации разные. Возможно одновременное выполнение разных проектов;
2. Проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (друзей, родителей, знакомых и т. д.);
3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в коллективе, группе;
4. Проект педагогически значим, т. е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
5. Проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает гибкость изменения в ходе выполнения;
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи;
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся ресурсы.
Основные цели метода проектов :
• Осмысленное усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. (Создание грима к спектаклю, самостоятельная постановка мини- спектакля, концертного номера, написание сценария и проведение коллективного мероприятия (Дня именинников, Рождественского вечера и т. д., благотворительной акции и т. д.);
• Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
• Формирование научного мировоззрения на основе самостоятельно проверенной доказательности научных понятий и положений. / Участие в Научно- практической конференции «Формула творчества» с докладами, рефератами, исследовательскими работами и т. д. /;
Этот метод относится к технологиям 21 века, предусматривающим – умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях различный. Чаще темы проектов, относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.
При выборе темы необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к проектному обучению :
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи требующей для своего решения интегрированного знания, исследовательского поиска;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, самостоятельная постановка спектакля, создание концертного номера, мероприятия и т. д.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность деятельности :
• Определение темы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе исследования методов «мозгового штурма», «круглого стола» и т. д.);
• Выдвижение гипотезы решения проблемы;
• Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и т. д.);
• Обсуждение способов оформления конечных результатов (защиты, презентаций, творческих отчетов, просмотров и т. д.);
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проект будет эффективен, только тогда, когда предусматривает хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения.
Прежде чем приступить к работе над проектом, нужно ответить на вопросы:
- Для чего создается данный проект?
- Чем вызвана необходимость его создания?
- Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
- Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
- Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?
- Каким должен быть проект, для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
- Кто будет создавать проект?
- В какой мере они смогут воплотить творческий замысел, реализовать задуманное?
- Какие ЗУН учащиеся имеют сейчас необходимые для реализации проекта, и какие будут иметь к моменту воплощения проекта?
- Как лучше распределить обязанности?
Планирование работы над проектом в первую очередь должен опираться на основные идеи метода проектов :
1. Путь к усвоению материала основывается на «Педагогике удивления» (ребенок должен сделать для себя маленькое открытие);
2. Главный аспект в работе над проектом, не только – как мы это делаем, а почему мы это делаем?;
3. Что лично я могу сделать для решения этой проблемы;
4. Важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен публике;
5. В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а педагог - в роли консультанта, и он вдохновляет детей на то, что они делают.
Основные этапы работы над проектом (7 основных этапов) :
1. Организационно- установочный;
2. Выбор и обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
3. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта.
Основные этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (мотивационный)
- Целепологание и мотивация детей;
- Определение тематики;
- Постановка проблемы;
- Определение индивидуальных участников;
- Формирование групп.
2. Организационный (основной)
- Формирование ключевой идеи;
- Освоение и реализация идеи;
- Реализация плана действия (воплощение проекта в действии).
3. Итоговый (заключительный)
- Анализ проделанной работы организационной группой;
- Подведение итогов, результативность;
- Обсуждение, рефлексия (осмысление и оценивание результатов работы).
На практике чаще всего используются следующие типы проектов :
1. Исследовательско-творческие (учащиеся экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна и т. д.);
2. Ролево- игровые (с элементами творческих игр, опробование себя в другой роли – инструктора, вожатого, сценариста, организатора и т. д.);
3. Информационно-практико-ориентированные (Учащиеся собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы – создание фестиваля, объединяющего все структурные подразделения ДДТ и т. д.);
4. Творческие (оформление результата в виде мероприятия, недели книги, театральной гостиной и т. д.).
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются :
- Все члены команды равны;
- Команды не соревнуются;
- Удовольствие от общения друг с другом и от совместной деятельности;
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, не должно быть «пассивных наблюдателей»;
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Метод проектирования позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности, и не могут быть усвоены вербально. Это относится, прежде всего, к групповым проектам.
Формируются следующие качества личности:
- Умение работать в коллективе;
- Брать на себя ответственность за выбранное решение;
- Анализировать результаты своей деятельности.
Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт. Проект способствует формированию компетенций:
- В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника;
- В информационной – усвоение способов приобретения знаний из различных источников;
- В социально- трудовой деятельности – формирование умений жить и работать вместе с другими детьми, в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая полезный «продукт»;
- В сфере культурно - досуговой – формирование уважительного отношения к чужому труду и творчеству своих товарищей, к книге и знаниям, развитие самоуважения.
Проектная деятельность детей в студии «Зеркало» :
1. Самостоятельные постановки (инсценировки, миниатюры, концертные номера, мини- спектакли и т. д.);
2. Макеты (декораций, костюмов, реквизита к спектаклям и т. д.);
3. Эскизы (грима (к спектаклям, Новогоднему представлению, афиши, программки и т. д.);
4. Выпуск стенгазет, газет, поздравлений, репортажей, публикаций, фото- репортажей о жизни коллектива, прошедших мероприятиях, мастер- классах, увиденных спектаклях и т. д. ;
5. Написание сценариев и проведение мероприятий (как внутри коллектива, ДДТ, Городской театральной гостиной и т. д.);
6. Организация и проведение мероприятий, мастер- классов, ролевых игр в профильном палаточном лагере «Робинзоны» (как для своего коллектива, так и для профильной смены, где вместе с нашим коллективом бывают 2-3 театральных коллектива из города.);
7. Организация и проведение Фестиваля разговорного жанра «Жаворонок» (для ДДТ и его структурных подразделений, Октябрьского района);
8. Участие в Научно- практической конференции «Формула творчества», проекте Городская творческая мастерская «Театральный проспект», проекте «Театральная Академия» (городской и Областной уровень).
Используемая литература:
1. Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование»/ методология исследования проектной деятельности- М. ,1973 г. /;
2. Чечиль И. Метод проектов, как перспективная педагогическая технология университетского образования. Часть 2 / Директор школы, 1998 г. № 3, 4/;
3. Ясвин В. А Образовательная среда : от моделирования к проектированию /М., 1997 г. /