горбачева ольга
Проектная деятельность в театральном коллективе: региональный опыт
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность в театральном коллективе : региональный
опыт».
Педагог дополнительного образования МОУДОД ДДТ «У Белого озера», рук. образцовой драматической студии «Зеркало» Горбачева О. В.
Студии «Зеркало» уже более 25 лет, из них более 15 лет мы вместе с детьми занимаемся проектной деятельностью. В работе над спектаклем мы используем этюдный метод, а это та же самая проектная деятельность. Сначала детьми самостоятельно ставятся этюды, по сценам из пьесы, затем обсуждаются, анализируются показы и выбирается интересный вариант, не противоречащий основной идеи спектакля. Таким образом, дети и педагог являются сотворцами спектакля.
Публикация «Проектная деятельность в театральном коллективе: региональный опыт» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Ведь проект- это, прежде всего, форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной задачи: учебной, социальной, технической, культурной, организационной и т. д.
Проектный метод предполагает использование окружающей среды, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. В основу проектного метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Проект дает ребенку возможность найти себя - определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Важно, чтобы проект предусматривал, не просто самообразование, но имел социальную направленность. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
К организации проекта предъявляются следующие требования (по А. В. Хуторскому) :
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта может быть одна, а пути реализации разные. Возможно одновременное выполнение разных проектов;
2. Проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (друзей, родителей, знакомых и т. д.);
3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в коллективе, группе;
4. Проект педагогически значим, т. е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
5. Проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает гибкость изменения в ходе выполнения;
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи;
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся ресурсы.
Основные цели метода проектов :
• Осмысленное усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. (Создание грима к спектаклю, самостоятельная постановка мини- спектакля, концертного номера, написание сценария и проведение коллективного мероприятия (Дня именинников, Рождественского вечера и т. д., благотворительной акции и т. д.);
• Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
• Формирование научного мировоззрения на основе самостоятельно проверенной доказательности научных понятий и положений. / Участие в Научно- практической конференции «Формула творчества» с докладами, рефератами, исследовательскими работами и т. д. /;
Этот метод относится к технологиям 21 века, предусматривающим – умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях различный. Чаще темы проектов, относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.
При выборе темы необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к проектному обучению :
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи требующей для своего решения интегрированного знания, исследовательского поиска;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, самостоятельная постановка спектакля, создание концертного номера, мероприятия и т. д.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность деятельности :
• Определение темы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе исследования методов «мозгового штурма», «круглого стола» и т. д.);
• Выдвижение гипотезы решения проблемы;
• Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и т. д.);
• Обсуждение способов оформления конечных результатов (защиты, презентаций, творческих отчетов, просмотров и т. д.);
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проект будет эффективен, только тогда, когда предусматривает хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения.
Прежде чем приступить к работе над проектом, нужно ответить на вопросы:
- Для чего создается данный проект?
- Чем вызвана необходимость его создания?
- Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
- Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
- Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?
- Каким должен быть проект, для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
- Кто будет создавать проект?
- В какой мере они смогут воплотить творческий замысел, реализовать задуманное?
- Какие ЗУН учащиеся имеют сейчас необходимые для реализации проекта, и какие будут иметь к моменту воплощения проекта?
- Как лучше распределить обязанности?
Планирование работы над проектом в первую очередь должен опираться на основные идеи метода проектов :
1. Путь к усвоению материала основывается на «Педагогике удивления» (ребенок должен сделать для себя маленькое открытие);
2. Главный аспект в работе над проектом, не только – как мы это делаем, а почему мы это делаем?;
3. Что лично я могу сделать для решения этой проблемы;
4. Важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен публике;
5. В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а педагог - в роли консультанта, и он вдохновляет детей на то, что они делают.
Основные этапы работы над проектом (7 основных этапов) :
1. Организационно- установочный;
2. Выбор и обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
3. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта.
Основные этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (мотивационный)
- Целепологание и мотивация детей;
- Определение тематики;
- Постановка проблемы;
- Определение индивидуальных участников;
- Формирование групп.
2. Организационный (основной)
- Формирование ключевой идеи;
- Освоение и реализация идеи;
- Реализация плана действия (воплощение проекта в действии).
3. Итоговый (заключительный)
- Анализ проделанной работы организационной группой;
- Подведение итогов, результативность;
- Обсуждение, рефлексия (осмысление и оценивание результатов работы).
На практике чаще всего используются следующие типы проектов :
1. Исследовательско-творческие (учащиеся экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна и т. д.);
2. Ролево- игровые (с элементами творческих игр, опробование себя в другой роли – инструктора, вожатого, сценариста, организатора и т. д.);
3. Информационно-практико-ориентированные (Учащиеся собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы – создание фестиваля, объединяющего все структурные подразделения ДДТ и т. д.);
4. Творческие (оформление результата в виде мероприятия, недели книги, театральной гостиной и т. д.).
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются :
- Все члены команды равны;
- Команды не соревнуются;
- Удовольствие от общения друг с другом и от совместной деятельности;
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, не должно быть «пассивных наблюдателей»;
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Метод проектирования позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности, и не могут быть усвоены вербально. Это относится, прежде всего, к групповым проектам.
Формируются следующие качества личности:
- Умение работать в коллективе;
- Брать на себя ответственность за выбранное решение;
- Анализировать результаты своей деятельности.
Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт. Проект способствует формированию компетенций:
- В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника;
- В информационной – усвоение способов приобретения знаний из различных источников;
- В социально- трудовой деятельности – формирование умений жить и работать вместе с другими детьми, в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая полезный «продукт»;
- В сфере культурно - досуговой – формирование уважительного отношения к чужому труду и творчеству своих товарищей, к книге и знаниям, развитие самоуважения.
Проектная деятельность детей в студии «Зеркало» :
1. Самостоятельные постановки (инсценировки, миниатюры, концертные номера, мини- спектакли и т. д.);
2. Макеты (декораций, костюмов, реквизита к спектаклям и т. д.);
3. Эскизы (грима (к спектаклям, Новогоднему представлению, афиши, программки и т. д.);
4. Выпуск стенгазет, газет, поздравлений, репортажей, публикаций, фото- репортажей о жизни коллектива, прошедших мероприятиях, мастер- классах, увиденных спектаклях и т. д. ;
5. Написание сценариев и проведение мероприятий (как внутри коллектива, ДДТ, Городской театральной гостиной и т. д.);
6. Организация и проведение мероприятий, мастер- классов, ролевых игр в профильном палаточном лагере «Робинзоны» (как для своего коллектива, так и для профильной смены, где вместе с нашим коллективом бывают 2-3 театральных коллектива из города.);
7. Организация и проведение Фестиваля разговорного жанра «Жаворонок» (для ДДТ и его структурных подразделений, Октябрьского района);
8. Участие в Научно- практической конференции «Формула творчества», проекте Городская творческая мастерская «Театральный проспект», проекте «Театральная Академия» (городской и Областной уровень).
Используемая литература:
1. Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование»/ методология исследования проектной деятельности- М. ,1973 г. /;
2. Чечиль И. Метод проектов, как перспективная педагогическая технология университетского образования. Часть 2 / Директор школы, 1998 г. № 3, 4/;
3. Ясвин В. А Образовательная среда : от моделирования к проектированию /М., 1997 г. /