Лариса Меньщикова
«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Меньщикова Л. С., МКДОУ «Детский сад «Колосок»
▼ Скачать
«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Меньщикова Л. С., МКДОУ «Детский сад «Колосок»
В стандарте дошкольного образования указывается на необходимость – развития мотивационной готовности к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности :
Часть 1. Общие положения
Основные принципы дошкольного образования:
Публикация «„Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС до“ Меньщикова Л, С,, МКДОУ „Детский сад „Колосок“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьёй;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
• способствует профессиональному развитию педагогических работников;
• создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Общие задачи развития обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
Младший дошкольный возраст
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Старший дошкольный возраст
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.
1 этап – выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей, воспитатель – инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.
2 этап – планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы: «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать). Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт). Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.
3 этап – реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап – завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом проект можно представить как «Шесть П». Проблема – проектирование проекта – поиск информации – продукт – презентация – портфолио проекта.
Рассмотрим способы разработки проектов :
«Модель трёх вопросов».
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта. В заполнении модели принимают участие дети и их родители. Так как «Модель трёх вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.
Следующая модель составления проекта - Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. Игра для ребенка – это познание, познание – это игра.