Надежда Аверьянова
Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье.
До недавнего времени накопленный опыт пропаганды педагогических знаний удовлетворял обе стороны. В результате наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции и перекладывание данной проблемы на дошкольные учреждения, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.
Публикация «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей» размещена в разделах
Поэтому одной из задач по решению этой проблемы является внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства. Следует вспомнить, что понятие «сотрудничество» толкуется как:
1) участие в каком-либо общем деле;
2) совместные действия, деятельность.
Метод проектов - считается одним из методов активного обучения.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л. С. Киселёва, ТА. Данилина, Т. С. Лагода и М. Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
— вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
— активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
В этом году я взяла художественно-речевой педагогический проект посвященный творчеству К. И. Чуковского: «Наш друг-Корней». Потому что, целенаправленное общение дошкольника с книгами К. И. Чуковского доставляют ребенку удовольствие, вызывают интерес, помогают приобретать знания, стимулируют работу ума и души.
Показывая ребенку, смысл и глубину содержания произведений К. И. Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей.
По данному проекту были поставлены задачи:
1. Приобщение старших дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям.
2. Знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей произведения К. И. Чуковского.
3. Активизация литературного творчества.
4. Развитие аналитических способностей на основе доступного детскому уровню анализа произведений с целью более глубокого проникновения их смысл и художественную ценность.
5. Работать над эмоциональной выразительностью речи
6. Учить координировать речь.
7. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника. Приобщение родителей к проблеме детского чтения.
По ходу решения поставленных задач в этом проекте я помогаю ребенку найти необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомлю детей с новым, еще не известным им. Так мы читали многие произведения К. И. Чуковского, инсценировали, проводили занятия, посетили библиотеку, типографию. Поставленные задачи проекта решала в разных видах деятельности : проводила занятия на тему: «В гостях к доктору Айболиту», «Витамины укрепляют организм», «Книга наш лучший друг», «Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского», «Объемная аппликация из пластилина «Чудо дерево» К. И. Чуковского» (коллективная работа). Сделала дидактические игры «Узнай сказку по картинке», «Сложи сказку», «В гостях у доктора Айболита».
Так как проектная деятельность не возможна без роли родителей воспитанников наряду с детьми, которые являются активными действующими лицами в проекте.
Совместно с родителями мы занимались продуктивными видами деятельности, проводили конкурс рисунков «любимый персонаж», творческое сочинительство на тему «Невероятные приключения знакомых героев по произведениям К. И. Чуковского», посещали типографию.
Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что, при использовании проектного метода в воспитательно-образовательной работе ДОУ, педагоги могут достичь значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Работая над данным проектом, я убедилась в том, что для успешной работы и получения положительного результата, необходима заинтересованность детей, поддержка педагога и помощь родителей.