Истомина (Цыплакова) Татьяна
Проектная деятельность как средство объединения семьи и дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Халтуева Татьяна Михайловна, учитель-дефектолог
Цыплакова Татьяна Владимировна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Публикация «Проектная деятельность как средство объединения семьи и дошкольного учреждения» размещена в разделах
В последние годы растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы обучения и воспитания, имеющие целью всестороннее развитие личности маленького гражданина, разрабатываются оригинальные методические материалы. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность, как одна из современных технологий образовательного процесса, развивающая творчество, самостоятельность дошкольника, а также личностные качества ребенка. В поисках ответа на вопрос ребенок развивает не только творческие способности, но и коммуникативные навыки. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Участие в проектной деятельности родителей дает возможность активно взаимодействовать с ребенком, общаться с ним, обогащать его личный опыт, способствовать созданию благоприятного климата в семье.
Взаимодействие педагогов и родителей способствует развитию доверительного отношения друг к другу, обмену мыслями, чувствами, переживаниями, помогает продуктивно осуществлять коррекционно - образовательную работу. В нашей работе по взаимодействию с семьей мы используем творческие проекты, которые способствуют объединению семьи через совместное творчество. Так, оказалось, что в нашей группе очень много Татьян: учитель-дефектолог, воспитатель, мамы наших воспитанников и, конечно, дети. Это вдохновило нас на создание творческого проекта «Татьянин день». Подготовительным этапом проекта стал обучающий семинар с родителями, о сборе информации и показ материалов, иллюстрирующих историю возникновения праздника Татьянин день, значение имени Татьяны, известные Татьяны. Все Татьяны собрались за круглым столом, рассказали о характере обладателя этого имени, поделились историей выбора имен своих детей и собственного имени. Следующий этап был практический. Мы просили родителей и детей принести фотографии (семейные, детские, школьные, подростковые, рассматривали фотографии, рисовали портрет своей мамы, играли в сюжетно-ролевую игру. Дети были репортерами и брали друг у друга интервью «Какая моя мама». Итогом проекта стало оформление фотовыставки «Наши мамы», выставка портфолио Татьян, интервью «О чем говорят наши дети», праздник «Татьянин день».
Психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и вызывает потребность к сотрудничеству. Так, при знакомстве детей с улицами родного города, Кристина С. задала нам вопрос: «Почему каждая улица именно так называется?». На протяжении всей жизни мы ходим по улице, на которой живем и не задумываемся об ее истории: как она появилась, почему ее так назвали, чье имя она носит, как называлась раньше. Информации об истории улиц родного города мало, они разрозненные, поэтому мы в своем проекте хотим обратить внимание детей и родителей на эту проблему и общими усилиями попытаться восполнить эти пробелы. Педагоги предложили родителям вместе с детьми участвовать в проекте : «История моей улицы». Подготовительным этапом был обучающий семинар о сборе информации по истории своей улицы. Педагоги и родители совместно искали информацию в разных источниках (интернет, архив, истории рассказанные бабушками, дедушками). Были организованны экскурсии по городу Иркутску, в музеи города, по известным улицам Иркутска. Дети и родители принесли фотографии с изображением своей улицы. Педагоги, беседуя с детьми, рассматривали карту города Иркутска, находили улицы, на которых они живут. Следующий этап был практический выполнение макетов своей улицы. Родители совместно с детьми выполняли макеты своих улиц из коробок, спичечных коробков, рисовали дороги, окна, дорожные знаки. Итогом проекта явилась творческая встреча, где дети и родители рассказывали историю своей улицы, презентовали макеты своих улиц. Дети гордились своей работой, говорили: «Это моя улица, мой дом. Мы вместе с папой (мамой) его делали».
Знакомя детей с улицами города Иркутска: Карла Маркса, Горького, Декабрьские События, Нижняя Набережная и др. Мы обратили внимания, что на многих улицах есть памятники такие как: Белобородову, Жукову, Вампилову, Александру III, к празднованию 350 - летия юбилея города Иркутска появились новые памятники: Похабову, Петру и Февроньи, Колчаку, так же в городе есть современные памятники «Турист», «Виолончель», «Дракон». Наши родители активно учувствуют в выборе места «Дракону» они предлагают свои варианты (приносят фотографии скверов, улиц, парков), который планируют перенести на новое место.
Родители не всегда могут понять и принять своего ребенка. Дети не получают необходимого внимания, не ощущают свою значимость, тем самым снижается и родительский авторитет. А нужно просто ежедневно уделять время своему ребенку, давать ему в руки кисть, краски, бумагу и наслаждаться совместной деятельностью. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие дошкольника : совершенствуются моторные навыки, развивается воображение, раскрывается творческий потенциал. Это очень важно для нас, так как «Берегиню» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Для многих таких детей просто необходима эмоциональная разгрузка, чтобы ребенок в один момент не «взорвался». Рисуйте с ним все, что он захочет. Просто бейте ладонями по бумаге, оставляя на ней все негативные эмоции.
Сколько бы не было написано книг, статей, брошюр о правилах безопасной жизни, для детей важен свой личный опыт, написание «своей книги жизни». Беседуя с детьми на тему противопожарной безопасности, внимание детей было привлечено к образу пожарного. Сережа К. сказал: «Мой папа - пожарный, он спасает людей». Мы пригласили папу Сережи к нам в детский сад рассказать о трудности этой профессии. Детям очень понравился его рассказ и мы предложили придумать свои истории о пожаре и пожарниках, оформить их вместе с родителями в виде книжки для участия в городском конкурсе по пожарной безопасности в ВДПО «Расскажу я вам сказку». Родители и дети, участвующие в конкурсе, победили в номинациях «Поучительная сказка» и «Семейная сказка». Награждение проходило торжественно, во Дворце детского творчества. Это вдохновило и других родителей на участие в различных мероприятиях и следующей нашей победой стало участие в городском конкурсе «Букет для мамы», посвящённом Международному Женскому Дню 8 Марта, где коллективная работа детей «Герберы» под руководством педагогов группы заняла третье место. И вновь дети, их родители и педагоги были награждены (подарки, грамоты, сертификаты, благодарственные письма) и получили возможность гордиться своими достижениями.
Таким образом, используя проектную деятельность и участие в различных конкурсах, различные формы совместной деятельности детей и взрослых, педагоги так организуют воспитательно-образовательные мероприятия, чтобы всем было интересно, а сам процесс был творческим и продуктивным. Глаза детей, излучают счастье, радость, удовольствие от совместной деятельности с родителями, когда они приносят свои работы в детский сад. Родители и сами раскрылись, показали себя творческими личностями, стали одной большой семьей. Они уже инициируют участие в конкурсах и проектах, самостоятельно находя их в различных источниках. Так, сейчас мы готовимся к участию в конкурсе «Я и мой питомец», итоги которого будут подведены в СМИ ко Дню защиты детей.