Диана Белякова
Проектирование сценария тренингового занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Невербальное поведение педагога»
Характеристика группы: педагоги одного коллектива. (10-12 человек)
Длительность: 90 минут
Место проведения: зал для проведения тренингов, просторная аудитория.
Цель тренинга : знакомство с техникой оптимального педагогического жестикулирования, использования невербальных средств общения для установления контакта.
Задачи:
– предоставить теоретическую информацию о невербальной коммуникации, об особенностях невербального поведения педагога;
Публикация «Проектирование сценария тренингового занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
– способствовать формированию навыков общения без слов, умение воспринимать и понимать невербальную коммуникацию;
– обучить методам и способам общения с помощью невербальной коммуникации;
– помочь участникам освоить невербальное поведение;
Перечень заданий:
1. Приветствие «Улыбка»
2. Задания «С чего начать», «Запрет на жесты», «Зеркальное отражение», «Тренируем жест педагога»
3. Упражнение на выход из тренинга «Фотография на память»
4. Анализ занятия и итоговая рефлексия участников
5. Беседа «Использование педагогом невербального поведения»
Характеристика содержание работы на занятии :
Вводная часть:
Вступительное слово: «Здравствуйте уважаемые участники, сегодня мы проведем тренинг под названием «Невербальное поведение педагога». Общение педагога со своими подопечными реализуется с помощью не только слов, но и жестов, мимики, которые нередко значительно усиливают как позитивные, так и негативные аспекты установления контактов. Понимание «языка телодвижений» – одно из важнейших умений преподавателя. На сегодняшнем занятии мы будем тренироваться в этом умении.»
Основной целью тренинга является умение использовать невербальные средства общения для установления контакта.
Особенности работы на данном занятии : «Чтобы наше занятие было более продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
Итак, у нас будет 4 основных правила:
1. Один говорит, остальные слушают;
2. принцип здесь и сейчас»;
3. принцип активности;
4. принцип искренности.»
Вопрос на ожидания участников от тренинга : «Как вы думаете, какие вопросы мы сегодня обсудим?»
Приветствие «Улыбка»
Время: 5-7 минут
Цель: определить функции улыбки как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, неискреннюю, ироничную, надменную и т. п.
Вопросы для рефлексии:
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, неискренняя, ироничная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку в качестве приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях обычно вы используете улыбку для установления контакта?
Основная часть
Задание №1 «С чего начать»
Время: 15 минут
Цель: зафиксировать внимание на невербальных признаках своего поведения в процессе общения.
Задание: обобщение собственной практики использования «языка тела» для установления контактов с собеседниками.
Инструкция: вспомните несколько ситуаций общения с коллегами по работе, со студентами (детьми) в аудитории на учебном занятии, со своими домочадцами. Проанализируйте свое невербальное поведение, сделав акцент на следующих вопросах:
1. Когда вы хотите лучше понять человека в процессе общения? На какие признаки (вербальные или невербальные) вы обращаете внимание и почему?
2. Опишите, как вы обычно выражаете людям свою симпатию, одобрение, сочувствие и, наоборот, антипатию, нетерпение, неодобрение, действуя невербально?
3. Выделите, какие жесты вы чаще всего используете во время учебного процесса для поддержания внимания аудитории, иллюстрации или регуляции речевого потока, передачи информации или для выражения педагогического требования, демонстрации собственного внимания по отношению к обучаемым.
Задание №2 «Запрет на жесты»
Время: 15 минут
Цель: выделение значения жестикуляции как средства выразительности при передаче информации и регулирования психического состояния человека.
Задание: обсудить интересную для собеседника тему в условиях запрета на жесты.
Инструкция: выберите себе партнера для обсуждения интересующей вас темы (тема может быть педагогической, носить личностный характер, отражать совместные интересы). Займите фиксированную позу (например, сидя на стуле, руки на коленях) и не меняйте ее в течение 2 мин разговора. Затем снимите запрет и продолжайте беседу в нормальном режиме. Обменяйтесь впечатлениями.
Вопросы для рефлексии:
1. Что вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?
2. На чем вы больше фиксировали внимание: на содержании разговора или на удержании позы?
3. Что вам захотелось сделать сразу после отмены запрета?
4. Выделите те жесты, которые, как вам кажется, помогли вам сделать беседу более интересной и привлекательной.
Задание №3 «Зеркальное отражение»
Время: 15 минут
Цель: установление положительного настроя с собеседником при помощи имитации его «языка тела».
Задание: научиться имитации «языка тела» партнера по общению.
Инструкция: Ведущий показывает движение, а стоящие в кругу его повторяют. Например, ведущий может показывать состояние восторга, удивления, внимания, сосредоточенности, одобрения или выражения иронии.
Все участники должны показать предлагаемые движения разнообразно. Тренер должен предупредить участников о том, чтобы соблюдалась осторожность, так как точное повторение движений партнера выглядит нарочито, собеседник может воспринять попытки установить позитивный контакт как манипуляцию.
Вопросы для рефлексии:
1. Что вам больше всего не понравилось в этом упражнении?
2. Что понравилось делать больше всего?
3. Почему «подстройки» чаще воспринимаются как манипуляция?
4. Насколько трудно было «отзеркалить» партнера по общению?
Задание №4 «Тренируем жест педагога»
Время: 15 минут
Цель: формирование умения фиксированного использования педагогического жеста в соответствии с конкретной ситуацией педагогического общения.
Задание: применять жесты для обозначения поведенческой линии преподавателя в студенческой аудитории.
Инструкция: выполните следующие задания:
Задание 1. Обыграйте жестами ситуацию приветствия преподавателем студенческой аудитории (незнакомая аудитория; аудитория, позитивно настроенная на общение; аудитория, воспринимающая преподавателя негативно).
Задание 2. Представьте ситуацию: во время объяснения материала на лекции вы заметили:
а) что в аудитории часть студентов занята своими делами и не слушает лектора. Опишите жесты, которыми вы попытаетесь привлечь внимание студентов;
б) что в аудитории находятся студенты, сознательно нарушающие дисциплину, и вам необходимо по этому поводу сделать им замечание. Покажите "серию жестов, которые позволят вам призвать нарушителей к ответу;
в) что часть аудитории принимает и понимает ваши попытки провести лекцию интересно, а вам, чтобы не потерять контакт с аудиторией, следует обратиться к студентам с просьбой.
Заключительная часть.
Упражнение на выход из тренинга «Фотография на память»
Время: 5-7 минут
Цель: подвести итог работе на тренинге, в образной форме отразить взаимоотношения, которые сложились между участниками.
Задание направлено на получение обратной связи и на самовыражение участников.
Инструкция: Тренер предлагает, перед тем как все разойдутся, сделать общую фотографию на память. Тот, кто играет роль фотографа, расставляет участников группы близко друг к другу, просит их принять определенные позы, сделать нужное выражение лица. Далее «фотограф» объясняет, почему он расположил участников именно в таком порядке и в таких позах, рассказывает историю этой фотографии. После этого он занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. Фотография на память готова! Это упражнение можно повторить несколько раз. Если группа небольшая, то каждый участник должен попробовать себя в роли фотографа.
Анализ занятия и итоговая рефлексия участников.
Беседа «Использование педагогом невербального поведения»
Время: 10 минут.
Во время беседы участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в тренинге.
Вопросы для обсуждения:
1. Правомерно ли выделение в классификации невербальных средств общения категории так называемых педагогических жестов?
2. Используется в жизни стратегии невербального поведения педагога?
3. Насколько вам удалось систематизировать сведения о невербальных средствах общения и найти им практическое применение?
4. В чем сложность обучения педагога «языку телодвижений»?
5. Как полученные сведения можно применить в вашей работе?
Заключительное слово тренера :
«Наш тренинг на тему «Невербальное поведение педагога» подошел к завершению. Цели и задачи занятия были достигнуты. Мы действовали очень активно и дружно. Узнали и освоили много интересного и важного. Желаю, чтобы вы успешно применяли полученную информацию и упражнения на практике. Большое спасибо за участие в нашем тренинге!»
Карта анализа конспекта тренингового занятия
Критерии и показатели оценки К-во баллов
1. Представленность и полнота всех структурных компонентов конспекта занятия
1.1 Характеристика тренинга : и название, характеристика группы, длительность, место проведения, цель, перечень заданий. 2
1.2 Характеристика структурных частей (содержание работы) во вводной части. 2
1.3 Характеристика структурных частей (содержание работы) в основной части. 2
1.4 Характеристика структурных частей (содержание работы) в заключительной части. 2
1.5 Характеристика структурных частей заданий. 2
Всего: 10
2. Степень и качество разработки содержания занятия
2.1 Определение названия тренинга : отражение содержания тренинга, краткость. 2
2. 2 Постановка целей и задач: конкретность, диагностичность, грамотность формулировок, полнота задач и их соответствие цели. 2
2. 3 Оптимальность выбора методов: обеспечение групповой динамики, соответствие задачам тренинга. 2
2.4 Комплектование заданий, упражнений (в разных участях занятия) : оптимальность количества, соответствие содержания цели и задачам занятия. 1
2.5 Четкость, достаточность, лаконичность инструкции к заданиям. 2
2.6 Оптимальность количества и содержания в определении вопросов для анализа и рефлексии (в заданиях и при подведении итогов). 2
Всего: 11
3. Степень и качество характеристики условий
3.1. Организация пространства: оптимальность предложенных условий и полнота их характеристики. 2
3.2. Материал и оборудование: целесообразность, полнота характеристики, оптимальность предложенного способа предъявления. 2
Всего: 4
4. Соблюдение требований к оформлению.
4.1. Соблюдение требований к оформлению заданий. 2
4.2. Соблюдение общих требований к оформлению конспекта. 2
Общая оценка 29
Вывод: Тренинг является многофункциональным методом для психологических изменений отдельной личности или группы с целью ее развития и гармонизации. Тренинг представляет собой совокупность отобранных и систематизированных методов воздействия, которые используются для коррекции поведения, развития личности, формирования навыков самопознания, самосовершенствования.
Тренинг считается эффективным в том случае, если он достиг поставленной цели. Поэтому очень важно при подготовке тренинга четко осознавать его цели и задачи.
Участвуя в таких тренингах, педагоги не только осваивают новую информацию, методы и средства работы или приобретают отдельные навыки, но и развиваются за счет анализа собственных стереотипов и неэффективных образцов деятельности, а также синтезирования более эффективных способов решения проблем. В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций, педагог приобретает навыки осознания своих мыслей, состояний, оснований собственных действий, внутреннего мира других людей, а также событий с его участием.
Безусловно, большая часть педагогов обладает навыками эффективной вербальной и невербальной коммуникации и использует их в учебно-воспитательном процессе. В тренинговой программе создаются условия, при которых актуализируются имеющиеся навыки, либо создаются новые как путем самостоятельной отработки, так и путем наблюдения за другими участниками.
Рекомендации:
1. Правильно поставить и выполнить целей и задач тренинга
2. Создать благоприятный климат для работы в группе с участниками
3. Подобрать интересные и актуальные упражнения для участников
4. Осуществлять рефлексию в конце каждого упражнения
5. Творчески подходить к содержанию и проведению тренинга