Захарова Татьяна Валериевна
Проект как один из методов интегративного обучения дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект, как один из методов интегрированного обучения дошкольников.
Сообщение из опыта работы.
Захарова Т. В. воспитатель МБДОУ д/с 56
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей могут быть очень разнообразны. Разрабатывая перспективное планирование по кружковой работе в средней группе, мы обратили внимание на особый интерес у детей к предметам русской утвари и старины. Из всех экспонатов в нашем музее большой внимание дети уделили самовару, поэтому мы с детьми решили поподробнее узнать об истории самовара и чаепития на Руси.
Публикация «Проект как один из методов интегративного обучения дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Цель проекта : заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Предполагаемый результат работы над этим проектом :
- сформированность у детей первичных знаний об истории самовара и чаепития на Руси;
- познавательный интерес у дошкольников к истории, национальным традициям;
- вовлеченность родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Задачи проекта по областям :
1. Познание
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения;
2. Социализация
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной, познавательной и творческой деятельности;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
- воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю;
3 .Коммуникация
- активизировать и обогащать словарь по теме;
4. Художественное творчество
- развитие эстетического вкуса у детей;
- продолжать развивать мелкую моторику рук у дошкольника;
5. Чтение художественной литературы
- формирование эмоционального отношения к литературным произведениям
Работа по реализации творческо-исследовательского проекта «Русский Самовар» осуществлялась по этапам.
На первом, подготовительном этапе прошел сбор информации и материала по этой теме: что дети знают, что хотят узнать, кто или что поможет в этом.
На втором, организационном этапе состоялось пополнение экспозиции музея ДОУ «Русская изба» фотографиями, картинками и детскими рисунками, слайды-картинки с самоварами. Велась разработка содержания занятий с детьми и сценария развлечения «У самовара».
Третий, формирующий этап включил в себя осуществление непосредственно образовательной деятельности с детьми:
познание - беседы «Как на Руси жить хорошо», «К нам гости пришли»; художественное творчество - рисование «Украсим самовар», по сказке «Муха-цокотуха»; папье маше «Блюдечко», роспись поделок из соленого теста «Угощение к чаю»; аппликация «Красивая салфетка»; лепка «Чайный сервиз»; изготовление коллективной работы по пластилинографии «Самовар Самварыч»; музыка - разучивание потешек, частушек и народных песенок; физическая культура – разучивание русских народных подвижных игр. В самостоятельной деятельности дети использовали дидактические игры «Сложи картинку» и сюжетно-ролевые игры «У Маши в гостях».
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок не справится. Было дано творческое задание родителям и детям: подобрать загадки, пословицы, стихотворения и художественно-познавательную литературу по теме проекта.
Загадка о самоваре:
1. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)
2. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
3. Стоит на кухне –
Золотой Король.
Чай пить изволь! (Самовар.)
4. Дышит дымом,
дышит паром,
С жаром!
А зовётся (Самоваром.)
5. Посмотри на Чудака.
Руки в медные бока.
Сияет Солнцем, сверкает глянцем
Покрылся бисерным румянцем.
Пускает кудреватый пар
Крутобокий (Самовар.)
6. На дворе у Чудака
Золотистые бока.
Наелся Щепок до отвала.
Пускает струйки дыма – пара.
Пляшет глянцевый сапог.
Из брюха льётся кипяток. (Самовар.)
Стихи о самоваре:
1. Мы сегодня вам расскажем
Кто всех старше в доме нашем
Наш сибирский самовар,
Он всех старше, но не стар.
2. Знаем мы от бабы Люси,
Что 100 лет тому назад
Самовар её бабуси
Строил муж её Игнат.
3. Самовар – великан
И медали по бокам.
Хоть 100 лет уже прошло
От него светлым – светло.
4. Золотой самовар
От боков пылает жар
Утром, днём и вечерком
Угостит он всех чайком
Вкусным, ароматным,
С запахом мятным.
Пословицы:
- За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
- Чай пьешь – здоровье бережёшь.
- Пей чай, беды не знай!
- Чай пить – приятно жить!
- В Тулу со своим самоваром не ездят.
- Самовар кипит – уходить не велит.
Последний этап проекта – презентация (совместное развлечение чаепитие для детей и родителей «У самовара»). Эта форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя и педагога.
Сценарий праздника был построен на полученных детьми знаниях за период осуществления проекта. Развлечение начал гость, Самовар Самоварыч, который рассказал о строении самовара и использовании его для чаепития. Дети читали стихи и пели песни о самоваре. На протяжении всего развлечения родители и дети принимали активное участие в народных играх. С помощью загадок уточнили, что чай можно пить и с пирогом и бубликом и сахарком и хлебушком. Проводился конкурс «Лучшее домашнее задание», в котором родители и дети показали хорошие знания пословиц и поговорок о чаепитии. Изюминкой праздника стало само чаепитие, на котором дети закрепили знания и умения в гостеприимстве. Они принимали активное участие в оформлении зала, в сервировке стола и ухаживали за своими гостями на протяжении всего чаепития. В конце праздника гостю подарили картину изготовленную своими руками из пластилина и прочли стихотворение восхваляющее самовар.
Объединение различных областей знаний формирует целостное видение окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества человека. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. А такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.