Екатерина Новокрещенова
«Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников». Практическая часть
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая часть
(часть первая)
Объектом исследования стали 20 детей старшего дошкольного возраста, воспитанники группы «Гусельки» МКДОУ №159 города Кирова. В педагогическом эксперименте принимали участие дети 2-х подгрупп старшей группы, возраст 5-6 лет. В каждой подгруппе по 10 детей, одна из них стала экспериментальной, вторая – контрольной. Группы идентичны друг другу по уровню развития связной речи.
Публикация «„Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников“, Практическая часть» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Методический аппарат экспериментального исследования представлен методикой С. Е. Большаковой в пособии «Логопедическое обследование ребенка». Эта методика используется мной в течение двух лет, позволяет достаточно точно определить уровень развития связной речи.
Проанализировав психолого-педагогические источники и результаты первичной диагностики, мы выделили наиболее характерные для высказываний детей ошибки: нарушение целостности и последовательности изложения; нарушение внутреннего программирования связных высказываний; низкая информативность; трудности в языковой реализации замысла.
Изучив проблему, для успешной работы по обучению детей рассказыванию, поставили перед собой следующие задачи:
- использовать для составления рассказов не картины, а продукты деятельности детей (рисунки, скульптуры, аппликации детей);
- развивать у детей мотивационно-побудительную сферу, интерес к процессу составления, придумывания рассказа;
- учить детей анализировать наглядную ситуацию, изображенную на рисунке (выделять основные предметные компоненты сюжета — предметы, объекты, устанавливать пространственные и причинно-следственные связи и их взаимодействие);
- продолжать учить детей планировать свое речевое высказывание;
- продолжать учить детей устанавливать смысловые связи между отдельными предложениями, закрепляя представления детей о рассказе;
- формировать умение последовательно, четко и логично оформлять свое высказывание в виде рассказа;
- продолжать работу по формированию лексико-грамматических средств языка.
Данные полученные в результате анализа послужили основой спроектированных интегрированных занятий, создающих благоприятные условия для развития связной речи у старших дошкольников.
Интегрированные занятия продуктивной деятельностью были направлены на формирование правильной устной речи детей, своевременное развитие всех ее сторон : словаря, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи.
В течение месяца занятия продуктивной деятельностью с детьми экспериментальной группы проводились по спроектированным нами конспектам. С детьми контрольной группы занятия проводились по конспектам, согласно программе ДОУ. (Приложение IV, V)
В процессе отработки содержания изобразительной работы ребенка в речевом плане проводились различные упражнения, предполагающие:
- называние предметов, действий, выполняемых различными персонажами рисунка;
- поочередное продолжение предложений, начатых взрослым;
- узнавание предмета или объекта по его описанию;
- составление предложений различных структур;
- самостоятельное описание отдельных предметов или объектов.
- сравнение предметов или объектов по существенным признакам и др.
Заключение
Анализ психологической, педагогической литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость развития связной речи в дошкольном детстве.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать рассказы описательного, повествовательного, творческого типа в ходе специального обучения на основе использования рисунков, аппликаций, скульптур. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог предлагает детям рассказать сверстникам о своих художественных работах, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний, их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста.
Предложенная система работы по составлению рассказов с опорой на рисунки, аппликации и скульптуры способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Наблюдается качественное улучшение творческих детских работ, повышается уровень развития связной речи.