Елена Ананьина
Конспект занятия «Пробуждение природы»
Тема: Пробуждение природы.
Программное содержание:
Образовательная задача:
• Развивать временную ориентацию.
• Развивать логическое мышление, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно - следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы.
• Развивать наблюдательность, внимание, память, художественный вкус, творческое воображение.
• Совершенствовать мелкую моторику рук, точность движения пальцев.
Обучающая Задача:
Публикация «Конспект занятия „Пробуждение природы“» размещена в разделах
• Закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах, цветах.
Воспитательная задача:
• Воспитывать эстетическое отношение к красоте родной природы.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.
• формировать у детей позитивное отношение к своей работе.
Вид мероприятия: интегрированное занятие
Предварительная работа:
• Экскурсия по участкам детского сада, наблюдение за деревьями, птицами, за изменениями в природе.
• Рассматривание иллюстраций, картин о весне.
• Беседы с детьми о весне, заучивание стихотворения Михаила Пляцковского «Деньки стоят погожие»
• Чтение рассказов, стихов, загадывание загадок о весне.
• Разучивание песен, хороводов о весне.
• Приготовление детьми заготовок вазочек и цветов для практической работы.
• Создание и запись видеофильма «Пробуждение природы»
Дидактическое обеспечение: На каждого ребёнка - заготовки вазочек, тарелочка с природным материалом, тарелочка под шишечки ольхи, салфетка; художественное слово, видеофильм «пробуждение природы», аудио сопровождение: «Звуки природы».
Оборудование: Мультимедийная система: ноутбук, проектор, экран.
Персонаж занятия : Лесовичок
Словарная работа:
• Активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Пробуждение природы» (пробуждение, проталины, набухают почки, рыхлый снег)
Планируемый результат:
• Эмоционально воспринимать природный мир, видеть красоту весенней природы.
• Составлять линейные и центрические орнаменты на вазочке, видеть итог своей работы и работы своих сверстников.
Ход занятия:
1ч. Дети заходят в группу из спальной комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на скамеечки.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они вместе с нами хотят узнать что-то новое и удивительное. Сели все красиво, я вам сейчас загадаю загадку, а вы, догадайтесь, о чё м эта загадка:
Она придет вслед за зимой,
Тепло подарит нам с тобой,
Разбудит землю ото сна.
А как зовут её? (Весна)
Весна - это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла. О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Впервые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно: серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной и обещающей. Все знают: еще немного и придет настоящая красота. Очень красивы и нежны первые цветы. Они появляются прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что её сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной. А спустя еще неделю на деревьях начинают набухать и лопаться почки, раскрываются пробивающиеся листики. Многие деревья начинают цвести еще до того, как выпустили листочки, например, верба. Пушистые серые комочки на вербе напоминают маленьких зайчиков, которые притаились в ожидании тепла. Возвращаются с зимовки перелетные птицы. Повсюду слышно их веселое пение. Особенно хорошо поют птицы на рассвете. И всё это говорит о том, что природа просыпается.
2ч. Раздаётся стук в дверь, появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я обходил свои лесные владения, любуясь, красотой своего леса и случайно забрёл, к вам в детский сад.
- Вы меня узнали? Я Лесовичок.
- Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (Весна) .
- Какой первый месяц весны? (Месяц март)
- А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)
- Правильно, а что происходит с весной после зимы? (Весна просыпается,
пробуждается) .
Да, ребята, весной от тёплых лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц. Природа пробуждается.
Сегодня я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о пробуждении природы, о том какие изменения происходят в природе весной.
Но перед просмотром я предлагаю вам провести физминутку: «Рябина»
У реки росла рябина (Качают руками над головой)
А река, текла, рябила (Руки опустили плавные покачивания)
Посредине глубины, (Показывают, как плавают рыбы)
Там гуляют рыбины. (Показывают, как плавают рыбы)
Рыба, рыба, рыба царь (Потихоньку приседают)
Называется пескарь. (Подпрыгивают вверх, поднимая руки к верху)
Садитесь удобнее и внимательно посмотрите фильм. Лесовичок показывает видеофильм.
После просмотра фильма воспитатель предлагает побеседовать о весне.
Воспитатель: Ребята, вам понравился видеофильм, который нам показал Лесовичок?
- Скажите, а о чем этот фильм? Отвечать, нужно полным ответом. (О весне, о пробуждении природы)
-Как светит солнце весной? (Солнце светит ярче, чем зимой)
- Что происходит весной со снегом, какой он? (Снег весной тает, становится рыхлый, появляются первые проталины)
- А что происходит с деревьями весной? (На деревьях набухают почки, появляются первые листочки)
- Как ведут себя птицы весной? (Весной птицы весело щебечут, строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов)
- Какие природные явления бывают весной? (Весной ярче светит солнце, день становится длиннее, с крыш капают сосульки, тает снег, бегут ручьи, небо стало выше и голубе, появляются первые цветочки, просыпаются насекомые и т. д.)
Лесовичок:
- Молодцы ребята, много знаете о весенних явлениях природы. А знаете ли вы, какие деревья растут в лесах нашего края? А что бы это проверить я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать.
Белый низ, зелёный верх-
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши …. (Берёзки)
Зимой и летом,
Одним цветом. (Ель)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками. (Сосна)
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
- Да, вижу я ребята, много вы знаете, и о природе нашего края. И за это я хочу подарить вам вот эту корзинку с шишечками. (Отдаёт воспитателю)
Воспитатель: Спасибо тебе большое Лесовичок за видеофильм и за подарок. А мы хотим тебе в знак благодарности подарить красивое стихотворение, которое прочитает Полина Г.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце тёплое,
Весёлое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя.
Пришла пора цветения.
И значит настроение
У всех людей - весеннее!
Лесовичок: Спасибо и вам ребята за такое удивительное стихотворение и за ваши знания о родной природе. Но мне пора обратно в лес, у меня ещё много дел. До свидания.
3ч. Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, какие шишечки подарил нам Лесовичок. Скажите, с какого дерева эти шишечки. (С ольхи).
- Правильно, а давайте мы с вами этими шишечками украсим наши заготовки вазочек. И потом поставим в них цветочки, которые мы с вами недавно сделали. Но для этого нам нужно сесть за рабочие столы.
Дети встают со скамеек и садятся за свои рабочие места.
- Сели все красиво, глазки подняли на меня. Посмотрите, ребята, какие вазочки можно сделать из шишечек и другого природного материала. (Показ 1-2 вазочек)
Воспитатель показывает и объясняет детям принцип работы по изготовлению вазочек.
- Ребята, вазочку можно украсить по-разному. Можно по центру вазочки сделать красивые цветы. Можно шишечки выкладывать рядками, а можно шишечки наносить на вазочку под наклоном и наклон менять. Верх или низ вазочки можно выложить горохом или крупой. В конце работы, не забудьте руки обтереть салфеткой. А в вазочку поставьте свой весенний цветок.
Перед тем как приступить к работе мы проведё м физминутку: «Дерево»
В поле дерево стоит (руки над головой)
Ветер ветки шевелит (наклоны руками)
Ветер тише, тише, тише (руки опускаю, дети приседают)
Деревцо всё выше, выше (руки вверх, дети встают)
А сейчас под музыку «Звуки природы» мы приступим к работе.
Практическая часть занятия под аудио сопровождение - «Звуки природы». В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая работу детей.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы с ваши сегодня занимались и что нового вы узнали? (смотрели видеофильм о пробуждении природы, называли характерные признаки об изменениях в природе весной, отгадывали загадки о деревьях, слушали стихотворение, изготовляли вазочки).
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за ваши ответы, за то, что вы сделали такие красивые вазочки. Давайте покажем наши вазочки, их друг другу и полюбуемся этой красотой. А в заключении я хочу вам прочитать красивое стихотворение, которое называется - «Пробуждение природы»
Пришла весна, и солнце ярко свети.
Текут ручьи в глубокие моря.
Деревья свои почки распускают,
Цветы растут, проснулась вся Земля.