Папки-передвижки

Проблема подготовки детей к школе в современных отечественных и зарубежных образовательных системах

Регина Яхина
Проблема подготовки детей к школе в современных отечественных и зарубежных образовательных системах
▼ Скачать + Заказать документы

«Проблема подготовки детей к школе в современных отечественных (зарубежных) образовательных системах»

По дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в свете ФГОС ДО»

Дошкольное образовательное учреждение — это открытая социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой (социумом, различными социальными институтами (семья, учреждения дополнительного образования, клубы, библиотеки, общественные организации, учреждения местной власти и т. п.). Взаимоотношения участников социально-педагогической системы строятся на основе совместной деятельности, которые выполняют социализирующую функцию. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает необходимые условия для самореализации личности, формирует основы к школьному обучению.

Публикация «Проблема подготовки детей к школе в современных отечественных и зарубежных образовательных системах» размещена в разделах

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные требования – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. Федеральные государственные требования являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

В данном документе предъявляются значительные требования к подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Насколько хорошо будут подготовлены дети к школьному обучению от этого зависит процесс успешной адаптации период их школьного обучение. Поскольку главная цель дошкольного образовательного учреждения- подготовка ребенка к школе.

Проблема подготовки детей к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения актуальна на сегодняшний день, является социальной проблемой и требует полного изучения её сущности, источников развития, форм и методов работы воспитателя.

Проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению были рассмотрены в трудах И. А. Агаповой, Н. А. Андреева, И. Г. Будницкой, Н. В. Виноградовой, Н. И. Вьюнова, О. И. Гатиной, Н. И. Гудкиной, Б. Г. Свиридов и др.

Значимость и роль дошкольного образовательного учреждения в подготовке к школьному обучению изучены в работах К. Ю. Белой, М. В. Бениаминова, Н. А. Виноградова, Н. И. Иванова, С. А. Козлова, В. В. Котелевской, П. И. Третьякова и др. Однако в представленных источниках в недостаточной степени отражена социально-педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения по подготовке к школьному обучению. Решение указанной проблемы явилось темой нашего исследования.

1.1. Дошкольное образовательное учреждение как институт социализации детей

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Дошкольные учреждения играют в социализации детей важную роль. Правовую основу развития и функционирования дошкольного образования в России составляют документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»). Система дошкольного образования представляет собой гиб-

кую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих, медицинских, организационных и др.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 г. № 2562) [65].

- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным

осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах

компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

- центр развития ребёнка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

Основной задачей дошкольных учреждений как воспитательных организаций является социальное воспитание и обучение детей. Через систему воспитательных организаций общество и государство стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всего подрастающего поколения, с одной

стороны, а с другой – для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации являются:

- приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

- автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества [13, 6].

Дошкольное образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система предполагает решение следующих задач:

- обеспечение социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития личности ребенка, ее социализации;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем детей, участие в осуществлении мониторинга качества воспитания;

- создание максимальных условий для освоения дошкольниками духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

- содействие укреплению взаимопонимания между субъектами и их взаимодействию;

- осуществление социальной опеки и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- проведение консультативно-просветительской и профилактической работы, организация пропаганды здорового образа жизни среди дошкольников, педагогов, родителей;

- развитие индивидуальных интересов и потребностей дошкольников, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности и ответственности.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения.

Дошкольное образовательное учреждение как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности:

а) системообразующих факторов,

б) структурных факторов,

в) функциональных компонентов,

г) условий функционирования.

Дошкольное образовательное учреждение обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Однако эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда,

представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в том, что именно там происходит активное формирование личности.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка [36,78].

Социализация – это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе [54,185].

Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным»[62,144].

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к

дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность [6,112].

Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе [43, 329].

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе [4,161].

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух ме

ю роль. Правовую основу развития и функционирования дошкольного образования в России составляют документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»). Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих, медицинских, организационных и др.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Статус и перспективы развития ДОУ позволяют утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста.

1.2. Цели, задачи и виды готовности детей к школьному обучению

Поступление ребенка в школу является переломным моментом в жизни ребенка дошкольного возраста. Для осуществления успешной адаптации ребенка к школьному обучению необходимо осуществлять ряд мероприятий начиная в период дошкольного обучения и воспитания, начинать эту работу необходимо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности. Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в проблематике детской психологии, дошкольной педагогики и т. д.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е. Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов

деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

По мнению С. А. Козловой под понятием «подготовка к школьному обучению» следует понимать как определенный уровень личностного развития человека.

Иную точку зрения излагает Н. И. Вьюнова, которая отмечала, что подготовка детей к школе является задачей комплексной и многогранной, охватывающая все сферы жизни ребенка.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Анализ теоретической литературы позволил выделить определение о подготовке к школьному обучению, которая заключается в словаре по

дошкольной педагогике - совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т. д. [25, 265].

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец,В. С. Мухина, Л. М. Фридман, М. М. Безруких Е. Е. Кравцова и многие другие. В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [10, 98].

Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [14, 62].

Л. А. Венгер трактует понятие «готовность к школе» как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) [14, 73].

Для осуществления процесса подготовки детей к школьному обучению имеет важное значение определение целей и задач данного явления.

Основными задачами подготовки к обучению являются :

- охрана и укрепление здоровья;

- развитие психических функций и качеств личности;

-обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются :

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

- сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.

Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий. Слово «технология».

Гиперактивность с дефицитом внимания — проблема современных детей О проблеме Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный.

Использование современных образовательных ресурсов в работе учителя музыки Проработав 19 лет учителем музыки в ОГКОУ «Кинешемская школа – интернат VIII вида № 2», я определила для себя некоторые ведущие идеи. Необходимо.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов Отчет учителя начальных классов Усачёвой Равзанат Алиевны об использовании на уроках современных образовательных технологий Главной и первостепенной.

Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

Об использовании педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Новые современные технологии и методики, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором.

Особенности процессов интеграции и инклюзии в современных образовательных условиях Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости.

Отчет об использовании современных образовательных технологий Отчет Нефедовой Ильмиры Александровны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Росинка» Долинского района, с. Сокол об использовании современных.

Продуктивное использование современных образовательных технологий в ДОУ В нашей стране, на сегодняшний момент, детские сады активно реализуют в работе инновационные технологии, направленные на реализацию государственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема подготовки детей к школе в современных отечественных и зарубежных образовательных системах
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 18:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема подготовки детей к школе в современных отечественных и зарубежных образовательных системах» (включая файлы) размещена пользователем Регина Яхина (УИ 2133862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД