Лидия Гриб
Сценарий мероприятия «Пряничные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей интереса к традициям русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей появления пряников, данным процессом в современных условиях.
2. Воспитывать уважение к хлебобулочным изделиям, как к продукту, особо почитаемому людьми.
3. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с историей создания пряника.
4. Формировать умение работать с солёным тестом.
Публикация «Сценарий мероприятия „Пряничные посиделки“» размещена в разделах
- Посиделки
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
5. Закреплять полученные навыки и умения изобразительного, декоративного и оформительского творчества. Внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.
5. Развивать такие социально-психологической черты как - терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой.
6. Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Материал:
Атрибуты русской избы, русские народные костюмы, русские народные инструменты (ложки, трещотки, бубен и т. д., готовые изделия из соленого теста, краски акварельные, гуашевые, кисти.
Хозяюшка гостям….
Добрый день, гости желанные!
Рады вас видеть у себя в гостях, в горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник
Большой, праздник радостный! По обычаю,
По – старинному – посиделками называется.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Припасли для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому русскую игру.
ОСМАТРИВАЕТСЯ…
Что-то мало в моей горнице гостей, Позову-ка я к себе скорей детей!
Звучит музыка. Входит группа детей – гостей.
Хозяюшка:
Здравствуйте! Проходите, веселья вам да радости!
Дети (с караваем) :
Спасибо, Хозяюшка!
Нам начинать досталась роль, мы принесли вам хлеб да соль! (отдают Хозяюшке, та благодарит, усаживает их на лавки)
Входит следующая группа детей.
Хозяюшка:
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Дети:
Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят! (садятся на другие лавки)
Входит следующая группа.
Хозяюшка:
Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Дети:
Шли мы мимо, да завернули до дыма. (усаживаются по предложению хозяйки)
Входит следующая группа.
Хозяюшка:
Проходите, гости дорогие, садитесь, будьте как дома!
Дети:
Не беспокойтесь, хозяюшки! Мы и дома не сидим, и в гостях – не стоим!
Хозяюшка:
Собралось к нам гостей со всех волостей.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ребё нок: (встает, говорит с места) :
Гостям – то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяюшка:
В тесноте, да не в обиде. А откуда вы, гости дорогие?
Дети встают около стульчиков поют песню:
Песня "Встречная"
1. Мы из города Воронежа шли,
Да к хозяюшке в гости пришли.
Припев: Ой, ли, да ли калинка моя,
Да к хозяюшке в гости пришли.
2. Посиделки нынче в садике у нас,
Будем песни петь весёлые для вас.
Припев: Ой, ли, да ли калинка моя,
Будем песни петь весёлые для вас.
3. Позабавим дорогих наших гостей,
Так похлопайте же гости нам скорей!
Припев: Ой, ли да, ли калинка моя,
Так похлопайте, похлопайте скорей.
Хозяюшка:
Спасибо вам гости дорогие за песню. А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети рассаживаются на лавки, хозяйка начинает хлопотать возле стола.
Хозяйка:
Чем мы вас сегодня будем угощать узнаете, когда отгадаете загадку.
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники).
В моей горнице часто бывают гости,Я всегда подаю ароматный чай и знатное угощение и чтоб к чаю были обязательно пряники. На стол ставим красивые чашки и сахарницу, в вазочке варенье, а на блюдо выкладываем пряники. Нет ничего вкуснее, чем откусывать их по кусочку и запивать горячим, ароматным чаем. Мы пьем чай с пряниками и не подозреваем, сколько интересного можно рассказать и про чай, и про пряники.
Мальчик:
- Первые пряники стали изготавливать еще в глубокой древности, но не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других.
Девочка:
-Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пройдет дождик, озера и реки принесут рыболовам вдоволь рыбы.
Мальчик:
- Прошло время и люди на Руси приняли веру в единого бога Иисуса Христа. Теперь не нужно было приносить Богу такие жертвы, и люди стали сами есть пряники. И очень пряники им по вкусу пришлись.
Девочка:
- Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники.
Мальчик:
- Появились пряники «тульские», «вяземские», «городецкие» - по названиям русских городов: Тула, Вязьма, Городец.
Девочка:
- Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада, а украшали их картинки или надписи.
Мальчик:
- В тесто для пряников добавляли мед и пряные травы, отсюда и название – пряник.)
Девочка
. Пряники делали лепные, печатные, вырезные – козули.
И ещё пряничные мастера изготавливали пряничные домики.
1 чтец
Мы в кондитеров играли
Много сыпали муки,
Мёд и яйца добавляли,
Пряник русский мы пекли.
Наши прадеды печатный
Пряник называли «знатный»
До сих пор его народ
Любит, к чаю подаёт.
2 чтец: Тульский пряник,
Тоже «знатный»
Весь в глазури, ароматный.
Словно только из печи
И с начинкою внутри.
Он дожил до наших дней
Стал теперь ещё вкусней.
3 чтец: Пряник с северных широт,
Вот кто баловал народ!
Весёлыми зверушками,
«козулями» игрушками.
Пряник клали на порог,
Чтобы был богатым год!
Из Архангельска с морозом
Привозили их обозом.
Из коричневой муки
Очень милые они.
Хозяйка. В старину пряники вместо подарков дарили.
Ребёнок
Если хочешь сладко жить
И остаться статным,
Надо чай зеленый пить с пряником печатным.
С давних лет на Руси, пряники любили.
Их наши дедушки, любя,
Бабушкам дарили!
Песня «Пряники»
Хозяйка- Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам. Чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.. А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Пряник» (под мелодию песни «Посею лебеду на берегу»)
В центре зала очерчивается круг, в центре стоит табуретка, на которой сидит водящий. В кругу разложены пряники. Задача девочек – собрать пряники, а водящий, не вставая с табуретки, должен поймать девочку себе в «невесты». Игра может повториться с другим водящим.
Хозяйка-Был и еще обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.
Проводится игра «Попади в невесту» (под мелодию песни «Барыня, ты
моя»)
Игра «Пряник по кругу» (под песню «Конфеты, бараночки»)
Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник в красивой упаковке. В центре – водящий. Музыка останавливается, и если пряник оказывается в руках у девушки, а в центре круга – юноша, то они должны спеть хором или станцевать парный танец.
Хозяйка:
Ребята, мы с вами пели? (Пели).
Говорили? (Говорили).
А про что же мы забыли? (Угощение).
Ой, и, правда, но сама, то я не справлюсь,
Давайте пригласим мою соседушку –
Умницу девицу, пряники печь мастерицу.
Соседушка:
–Здравствуйте ребята и хозяева.
Раз уж ребята позвали меня к себе, помогу вам и пряники напечь, а пряники будут не простые, а резные
Раз уж ребята позвали меня к себе, помогу вам и пряники напечь, а пряники будут не простые, а расписные, и название у них есть – Козули
А прежде немного поиграем
1. Пальчиковая гимнастика:
Станет всё зерно мукою.
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, крендельки,
Пряники и колобки.
Дети загибают пальчики на каждое название хлебобулочных изделий.
Соседушка:
- Ну вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак, занимайте свои места.
- Каким образом мы можем украсить пряники?
Дети: - При помощи акварельных и гуашевых красок.
Дети с помощью акварельных и гуашевых красок расписывают пряники. Воспитатель помогает советом и показом.
Итог:
Вместе с детьми педагог рассматривает получившиеся пряники, дети сами выбирают наиболее понравившиеся, объясняя свой выбор.
Готовые пряники, уносятся на кухню.
Хозяйка:
Какие пряники у нас получились.
На славу удались!
Но делу время – потехе час.
И сейчас ребята исполнят частушки на чайно-пряничную тему.
Частушки
Хозяйка:
А вот и наши пряники поспели.
Играми да плясками сыт не будешь, Славится наш народ
Гостеприимством да угощением знатным.
Вы нам пели да плясали,
С нами весело играли.
Вот вам угощенье,