Екатерина Лаухина
Коонспект ОД «Природа вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Од по развитию речи у детей старшей группы «Природа вокруг нас»
Цель:
Способствовать созданию мотивации, интереса к речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закреплять представления о характерных признаках весны;
2. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Весна», «Зима»;
3. Учить детей сравнивать и различать понятия «весна» - «зима»;
4. Закреплять понятие «весенние приметы» с использованием мнемотаблиц;
5. Формировать понятие об омонимах;
6. Упражнять в подборе определений к заданным словам;
Публикация «Коонспект ОД „Природа вокруг нас“» размещена в разделах
7. Упражнять в составлении предложений различной синтаксической структуры по аналогии;
8. Развивать речевое дыхание;
9. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление;
10. Формировать навык ориентировки в пространстве;
11. Формировать умение согласовывать речь с движением;
12. Развивать общую моторику движений и мелкую моторику рук;
12. Способствовать развитию эмоционально-коммуникативной сферы у старших дошкольников.
Оборудование: фланелеграф, сюжетные картинки с изображением разных времен года, массажные мячики по количеству детей, картина с изображением ежей, белые и зеленые квадраты по количеству детей, предметные картинки с изображением ели, кактуса, швейной и медицинской игл.
Ход ОД:
1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей в круг.
Упражнение на развитие эмоционально-коммуникативной сферы.
Здравствуй, правая рука. (Протягивают вперёд правую руку.)
Здравствуй, левая рука. (Протягивают вперёд левую руку.)
Здравствуй, друг. (Берутся одной рукой с соседом.)
Здравствуй, друг. (Берутся другой рукой.)
Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (Качают руками.)
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, наконец-то, позади остались морозы и метели, природа начала пробуждаться от зимнего сна и за окошком по земле уже шагает красавица весна. А я сегодня пришла не одна, а с весенним солнышком. Посмотрите внимательно на него и скажите, какое оно?
Ответы детей: ласковое, теплое, радостное, весеннее, доброе, желтое, лучистое.
- Какое настроение у солнышка?
Ответы детей: радостное, оно улыбается.
- А у вас какое сегодня настроение?
Ответы детей: радостное, веселое, доброе.
- Я так рада, что у всех сегодня хорошее настроение, значит, и занятие у нас получится доброе и веселое!
Дети садятся на стульчики.
2. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика «Весна пришла»
Утром заинька проснулся,
Потянулся (язык тянуть вверх,
улыбнулся («Улыбка»)
Про зарядку не забыл, («Качели»)
Окна широко открыл. (открыть рот)
Посмотрел он за окно
Стало там совсем тепло:
Солнце светит и играет (языком по губам водить)
Ёлкам песни подпевает. (на выдохе У-У-У)
Зайка чашечку достал («Чашечка»)
Чай с вареньем выпивал. («Вкусное варенье»)
И во двор собрался быстро
Всё метелкой чистил чисто. («Лопаточка»)
А потом он шёл гулять,
Всех животных навещать.
Там в берлоге нету храпу,
Мишка не сосёт уж лапу. (втягивать и отпускать щёки)
Дятел по стволу стучит, («Дятел»)
А в дупле белка сидит. («Лопаточка»)
Навестил своих друзей
И домой бежит скорей.
3. Создание мотивации.
– Ребята, вы любите весну? Почему? (ответы детей)
- А кто из вас знает стихотворение о весне? (дети рассказывают стихи)
- А как вы узнали, что пришла весна? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на картинку, размещенную на фланелеграфе.
- Выберите картинки, на которых изображена весна.
- Объясните, почему выбрали эти картинки.
4. Придумывание сказки.
- Ребята, а вы любите сказки? Давайте сочиним сказку. Вы будете помогать мне ее рассказывать.
В одном лесу жила – была семья ежей. Папу звали (еж, маму - (ежиха, детей - (ежата, а самого младшего – звали … (Ежонок).
- Что умеют делать ежи? (Бегать, топать, пыхтеть, сворачиваться клубком….)
- На что становятся похожими ежи, когда сворачиваются в клубочек?
- Эти массажные мячики тоже похожи на свернувшихся ежиков. Возьмите по одному мячику.
А) Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (с использованием массажных мячиков) в сочетании с дыхательными упражнениями.
Катится колючий ёжик.
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошечке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Круговые движения мячиком между ладонями.)
Он по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Движения мячиком по пальцам.)
Б) Закрепление понятия «однокоренные слова».
Демонстрация картинки с изображением ежей.
- Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? (Еж и ежиха с ежатами.)
- Как мы назовем эту семью? (Ежиная.)
- Еж, ежиха и ежата – родственники. Все они похожи. Что у них общего? (Острая мордочка, глазки – бусинки, короткие лапки, колючки – иголочки.)
- А что общего в словах еж, ежиха, ежата, ежиная? (Во всех этих словах есть общая часть – «еж».)
- Как называются такие слова? (Слова – родственники, родственные).
- Что делают ежи зимой? (спят)
- Маленький ежонок только проснулся после зимней спячки. Он очень грустный. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Он всю зиму провел в своей норке. Ему так хотелось узнать, что такое зима.
Г) Составление предложений о зиме.
- Давайте расскажем Ежонку о зиме. Я буду составлять предложения о весне, а вы – о зиме. Договорились?
Весной светит солнце, тепло. А зимой? (Зимой холодно, солнце греет слабо.)
Весной земля покрывается зеленой травой. А зимой? (Зимой земля покрыта белым снегом.)
Весной на деревьях вырастают листья. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)
Весной в реках и озерах плавают рыбки. А зимой? (Зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом.)
Д) Игра «Зима – весна».
- Давайте поиграем. Если в предложении говорится о зиме, поднимите белый квадрат, если о весне – зеленый.
Дима пошел на речку ловить рыбу. Весело журчат ручьи. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Миша взяли санки и пошли кататься с горки. На деревьях появились почки. Прошел дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.
5.- А теперь давайте расскажем Ежонку, как мы с вами играли зимой.
Зрительная гимнастика «Снежинки».
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
(«Фонарики».)
Вверх взлетели белой стаей
Лёгкие пушинки.
(Поднять руки вверх и посмотреть на них.)
Чуть затихла злая вьюга.
Улеглись повсюду.
(Медленно опустить руки и проследить за ними взглядом.)
Заблистали, словно жемчуг, -
Все дивятся чуду.
(Развести поочерёдно руки стороны и проследить за ними.)
Заискрились, засверкали
белые подружки.
(Выполнить руками движение «ножницы», проследить за ними.)
Заспешили на прогулку
Дети и старушки.
(Шаг на месте.)
Двигательная пауза «Зимой».
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (Показывают большим пальцем вверх.)
На санках едем мы гурьбой, (Имитируют катание на санках.)
Потом в снежки мы поиграем, (Имитируют лепку и бросание снежков.)
Все дружно лыжи одеваем, («Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут».)
Потом все встали на коньки, (Изображают катание на коньках.)
Зимой веселые деньки! (Показывают большим пальцем вверх.)
6. Формирование понятия об омонимах.
- Теперь Ежонок знает, что такое зима. Вместе со своей семьей он проспал в своей теплой норке до самой весны, и ему приснился удивительный сон:
Повстречал он однажды лису.
«Всем ты, еж, и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу», - говорит Лиса.
«А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?», - спрашивает Ежик.
«Да не то, чтобы некрасивый», - отвечает Лиса.
«А может, я с колючками неуклюжий?»
«Да не то, чтобы неуклюжий. Какой-то ты с ними…несъедобный.»
- Вот такой сон приснился Ежонку. Его острые иголки не всем нравятся. Почему они не понравились лисе?
- Какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем словом игла? Какие еще бывают иголки?
- Верно, есть иголки у елки и кактуса, швейные иглы, медицинские. (Демон
трация предметных картинок.) Все они называются одним словом – «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые.)
7. Упражнение на подбор определений к заданным словам.
- Посмотрите, какой Ежонок стал веселый. Он теперь пойдет в свою норку и расскажет своим братьям и сестрам о зиме. Давайте и мы назовем как можно больше слов, относящихся к зиме:
Снег какой? (Искристый, пушистый, сверкающий)
Снежинка какая? (Легкая, воздушная, серебристая, красивая)
Зима какая? (Морозная, снежная, волшебная, белая)
К весне:
Солнышко весной какое? (ласковое, доброе, теплое, радостное)
Весна какая? (зеленая, красивая, теплая)
8. Итог. Оценка работы детей.
- Вот наше занятие и подошло к концу. Вы очень активно работали. Молодцы!