светлана васильева
Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экология– это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нём.
Публикация «Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.
Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.
Главное в нашей деятельности – совместная работа с детьми. Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его, познать свой организм и научиться беречь своё здоровье – вот основные направления, которые мы определили в экологическом воспитании детей.
В детском саду мы знакомим ребят с природными явлениями, происходящими в разное время года. На основе приобретённых знаний у них формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Мы считаем, что воспитание интереса дошкольников к живой природе должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.
В нашей группе мы решили создать свою команду «Эколят».
Чтобы познакомить ребят с разнообразием овощных культур, познакомить с теми условиями которые необходимы для их роста, и чтобы ребенок видел результат своего труда мы каждый год в нашей группе совместно с родителями и воспитанниками создаём уголок для экологической работы -«Чудо огород на подоконнике». Совместно с детьми мы сажаем растения, закрепляем навыки ухода за растениями, радуемся каждому успеху.
Экологическое воспитание — это ещё и здоровый образ жизни детей. На занятиях проводим физкультминутки для того, чтобы дети не переутомлялись, были работоспособны.
Ребята любят играть и заниматься с природным материалом, поэтому мы на прогулке с детьми собираем шишки, каштаны, веточки, листики. Все это материалы для поделок.
В книжном уголке у нас имеются энциклопедии о животных, растениях, морских обитателях, которые детки с удовольствием рассматривают. Так же есть подборка стихов по временам года, загадки.
В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в рисунках и использовании бросовых материалов в изобразительной деятельности. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ребята сами собрали и принесли материал и вместе мы сделали макет «Дары осени» и «Мышиная кладовая».
С ребятами часто используем "Чудо-аппликацию" в технике обрывная мозаика. Берем картон с крупным изображение, какого либо животного или предмета. Отрываем от бумаги кусочки нужного цвета и наклеиваем на основу с рисунком так, чтобы в итоге залепить всю картонку.
Лепим животных, птиц, овощи, фрукты. Рисуем природу.
Проводим выставки детских работ по темам: «Осень, осень в гости просим», «Планета - наш дом родной» и др. Создаем с ребятами «Удивительный мир цветов» (техника оригами).
Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх, например: «С какого дерева лист», «Угадай, что съел», «Летает, бегает, прыгает»; «У кого какой дом» ; «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» ; «Что сначала, что потом» ; «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.
Наши ребята, совместно с родителями с удовольствием используют вместо строительного материала – различные по форме коробки. Например, строим вот такие сооружения.
Наши ребята участвуют в акции «Сдай макулатуру- спаси дерево», вот и в этом году они постарались.
Труд в природе способствует укреплению здоровья детей, их физическому развитию. Например, дети наблюдают за работой дворника и с удовольствием помогают убирать участок - осенью от листьев, а зимой от снега. В процессе наблюдения за трудом взрослых, воспитываем у детей уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство.
Мы с детьми тоже стараемся внести свой вклад в это большое дело: ребята на клумбе ухаживают за цветами, помогают поливать, убираем территорию детского сада от мусора. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействует на нее умеючи. Труд в природе, конечно, способствует физическому развитию детей, так как дети дышат свежим воздухом и выполняют определенные физические упражнения.
Большое значение в экологическом развитии детей мы придаем экскурсиям. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы и т. д.
Экологическое воспитание это непрерывный процесс, поэтому ребята и дома выполняют поручения, например: “Домашние животные и уход за ними”
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля — это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.