Елена Кречетова
Приобщение дошкольников к народному творчеству в контексте единства образовательного пространства «Детский сад — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. Успешность решения задач художественно – эстетического воспитания, обучения и развития ребёнка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а так же эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Работа дошкольного учреждения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями, которые должны стать активными участниками процесса, а не пассивно принимающими информацию.
Публикация «Приобщение дошкольников к народному творчеству в контексте единства образовательного пространства „Детский сад — семья“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Художественно – эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности нашей группы, при этом большое внимание уделяется развитию новых форм взаимодействия родителей и педагогов.
Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейном клубе». Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей. Встречи помогают по- новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, консультации, папки – передвижки, мастер- классы, посиделки и другие формы работы. Ещё одной из основных задач является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребёнка.
Мы даём родителям советы по созданию дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность. Рекомендуем создать в доме уголок детского творчества с разнообразными материалами для рисования, лепки, ручного труда. Совместная художественная деятельность детей и родителей в семье является важным условием развития детей.
Целесообразно организовывать в выходные дни совместно с детьми посещение театров, музеев, выставок, концертов, посещать детскую библиотеку, кружки различного профиля.
Дети нашей группы посещают кружок изобразительной деятельности в местной художественной школе. Принимают активное участие в художественно – изобразительных конкурсах регионального значения и во всероссийских конкурсах.
Принимали участие в конкурсе «LEGObum»
Особое значение я уделяю русскому народному творчеству, и основной целью моей работы является приобщение дошкольников к истокам народной культуры.
Задачи:
• создать условия для приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры
• формировать представления о народной музыкальной культуре как важнейшей составляющей общечеловеческой культуры;
• способствовать использованию воспитанниками приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности;
• привлечь родителей в образовательный процесс посредством участия в музыкальных развлечениях, праздниках, проектной деятельности.
Мировоззрение, уровень нравственного воспитания ребенка в целом зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах национальной культуры.
Результатом тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй
являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания у детей национальных чувств, любви и уважения к русской национальной культуре, вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.
Родители с удовольствием нам оказывают любую помощь. С большим вдохновением они выполняют все просьбы и поручения. В течение небольшого промежутка времени они помогли создать мини-музеи «Русская изба», «Куклы наших бабушек», собирая по крупицам старинные предметы быта; сшили детям русские народные костюмы для праздников и посиделок.
С большим интересом принимают участие в конкурсах и выставках поделок с детьми. На всех мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей,
бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками.
Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит на его благополучие, на его здоровье.
В своей работе по народному творчеству включаю родителей в активную, совместную деятельность. Пропаганду педагогических знаний веду через систему наглядной агитации, регулярно оформляю «уголки для родителей», делаю подборку методических рекомендаций, оформляю папки – передвижки. Провожу консультации, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку.
Провела родительское собрание «Весёлая ярмарка», на котором обсуждалась тема народного творчества, где ребята выступали и показали свои способности игры на ложках. Вместе с родителями играли в народные игры, пели народные песни и водили хороводы. Так же на собрании была оформлена выставка народных промыслов, игрушек, предметов быта и прочей старинной утвари. В которой родители приняли самое активное участие.
Организую совместно с родителями и педагогами фольклорные досуги, активно приобщаю к участию в народных праздниках. В детском саду стали традиционными и любимыми фольклорные праздники такие как: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Рождество», праздник «Ивана Купалы», «Праздник русской берёзки», ярмарки и посиделки. Дети наряжаются в русские народные костюмы, организуют народные игры, представляют гостям и родителям народные обряды.
Ребята выступают не только в стенах детского сада, но уже выходили на сцену поселкового дома культуры, на родительских конференциях, конкурсах детского творчества и концертах. Девочка нашей группы прошла отборочный тур на конкурс «Росинка» с русской народной песней «Маков цвет» и приняла участие в конкурсе.
Приняли вместе с мамами и бабушками участие в конкурсе на лучшее чучело Масленицы. И все эти мероприятия проходят не без участия родителей. Они
помогают готовить детей к концертам, учат стихи и слова песен, подбирают и шьют костюмы и сами присутствуют на выступлениях. Стараюсь создавать у детей и родителей радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру.
Одним из инновационных методов работы с родителями является проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность. Интересные детско-взрослые проекты были посвящены темам: «Моя родословная», «Бабушкины рецепты», «Ложки-ложечки», «Ягоды», «Старинный сундучок».
Немаловажную роль в работе играет сотрудничество с художественной школой и школой искусств. Ребята отделения фольклора из музыкальной школы, приходят в детский сад и показывают своё творчество малышам. Наши дети посещают кружок художественного творчества и учатся у старших ребят.
Ребята учатся игре на ложках, знакомлю детей со звучанием оркестра. Даю им понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Родители очень заинтересованы в том, что бы их дети научились игре на ложках. Для этого они приобрели для своих детей ложки и сами попросили дать им мастер класс по приёмам игры на ложках, для того, чтобы дома заниматься со своим ребёнком.
Большую роль в развитии дошкольников играет знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев. Яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства – всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего
народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Дети с удовольствием делают народные игрушки из солёного теста, мастерят народные куклы из ткани, расписывают рисунки и игрушки народными росписями совместно с родителями.
Таким образом, можно констатировать, что у детей произошли значительные изменения как в отдельных компонентах достижений (в заинтересованности русской народной культурой, знаниях и умениях в этой области, так и в уровне достижений в целом, что говорит о результативности проделанной работы, достижении поставленных целей и задач.
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми и родителями, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Можно сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствует воспитанию в детях любви к Родине – России, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быта