Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа

Китаева Татьяна Владимировна
Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа

Представление педагогического опыта

воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №6»

Китаевой Татьяны Владимировны

Тема педагогического опыта: «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа».

Актуальность

Ничто не скрепляет народ, как традиции,

именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

Публикация «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа» размещена в разделах

и тем выше его национальная гордость и

человеческое достоинство.

Г. Н. Волков

Отторжение молодого поколения от национальной культуры, от социально–исторического опыта поколений является одной из серьезных проблем современности. Необходимо развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему с раннего дошкольного возраста, знакомя ребенка с мордовским искусством и его видами, знакомя его с национальными традициями и общечеловеческими ценностями. Необходимость приобщения подрастающего поколения к национальной культуре объясняется народной мудростью : наше настоящее время, более чем когда-либо наше прошлое, также создает традиции будущего. Знакомство с культурой приведет к изменению взглядов людей на то, какой они видят жизнь в будущем.

С первых лет жизни ребенка, приобщая его к искусству и культуре, общечеловеческие ценности помогают заложить в нем основы нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Народные праздники и традиции должны занимать большое место в приобщении детей к народному искусству и культуре. Именно здесь можно найти самые тонкие наблюдения за характерными особенностями времен года, изменениями погоды, поведением птиц, насекомых, растений. Более того, эти наблюдения напрямую связаны с трудом и различными аспектами социальной жизни человека во всей ее целостности и многообразии.

Для успешного знакомства с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, познакомить их с традициями и народными обрядами, что формирует у детей положительные ценности. Также в дошкольном возрасте необходимо формировать чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.

Основная идея опыта

Без знания своих корней, искусства и традиций своего народа невозможно воспитать полноценного человека. Знакомство с искусством, культурой, традициями и обычаями мордовского народа способствует воспитанию любви к истории, культуре народа, помогает сохранить культурное наследие мордвы. Поэтому приобщение детей к народному творчеству, народной культуре и традициям мордовского народного творчества, народному фольклору положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

Новизна опыта заключается в формировании основ патриотического сознания у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой мордовского народа. Моя работа направлена на то, чтобы пробудить у детей интерес к мордовскому языку, познакомить их с историей и культурой Мордовии и России.

Цель: создать условия для воспитания творчески развитой личности путем ознакомления с истоками мордовского искусства и культурно-историческим наследием Мордовии.

Задачи:

Образовательный:

1. Дать детям представление об искусстве, культуре и традициях мордовского народа.

2. Познакомить дошкольников с народным творчеством Мордовии и мордовскими обрядами.

3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.

Образовательный:

1. Развивать интерес и уважение к мордовскому искусству, культуре и традициям мордовского народа.

2. Развивать познавательную активность, любознательность дошкольников.

Образовательный:

1. Воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя мордовского народа.

2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Теоретическая база опыта

Теоретическая основа моего педагогического опыта выражается в активном использовании методических разработок известных авторов.

1. Брышинский Р. П. «Мордовские народные игры» - Саранск: 2008. - 262с.

2. Бурляева О. В. Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы живем в Мордовии» - Мордовский государственный педагогический институт, Саранск, 2015. - 84с.

3. Бурляева О. В., Киркина Е. Н. Методическое пособие «Детям о Мордовии» - Мордовский государственный педагогический институт, Саранск, 2017.-145с.

4. Бурляева О. В. «Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края».

5. Ватаман Ф. К. «Воспитание детей на традициях народной культуры». Волгоград: Учитель, 2016.-43с.

6. Шумбрачи, тирин мастором! Сборник методических разработок для работников дошкольного и начального школьного образования. Саранск, 2016. - 45 с.

8. Киркина Е. Н. Учебное пособие к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы живем в Мордовии» Мордовия.

Технология опыта

Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, направленную на воспитание целостной гармоничной личности.

Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Любая утрата наследия неизбежно затронет все сферы жизни нынешнего и будущих поколений, приведет к духовному оскудению, пробелам в исторической памяти, обнищанию общества в целом. Накопление и сохранение культурных и исторических ценностей является основой развития цивилизации.

В ходе своей работы я разработала и внедрила мероприятия по ознакомлению детей с культурным и историческим наследием мордовского народа.

Занятия способствовали развитию представлений детей о традициях культуры мордовского народа.

Во время занятия «Путешествие в страну мордовских народных инструментов» дети окунулись в мир удивительной мордовской народной музыки, узнали много нового о мордовских музыкальных народных инструментах. Невозможно представить Мордовию без красочных мелодий, веселых игр и народных гуляний. Многие музыкальные инструменты были созданы мордовским народом, иногда из простых предметов домашнего обихода. Погружаясь в мир мордовской народной музыки, ребенок подсознательно ощущает «родные корни», характерные для мордовской народной культуры. Звуки, тембры, мелодии пронизывают его насквозь, и он осознает, что является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Во время занятия в средней группе «В мордовской избе» дети познакомились с жизнью, бытом и творчеством мордвы, с некоторыми народными традициями и обычаями.

Детям запомнилось мероприятие-развлечение «Мордовская ярмарка». Поскольку мордовский народ издавна занимался охотой и рыболовством, ярмарки были неотъемлемой частью мордовской культуры и истории. Каждая ярмарка была настоящим праздником для простых людей.

Пониманию детьми исторического и культурного наследия мордовского и русского народов способствовал «Фестиваль народной песни» способствовал пониманию детьми исторического и культурного наследия мордовского и русского народов. Цель фестиваля - сформировать у детей представление: «Мы русские – единый многонациональный народ нашей общей родины – России»; воспитать в детях чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, пробудить в них чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

В своей педагогической практике стараюсь, помимо традиционных, применять современные формы и методы воспитательной работы с детьми: викторины, экспертные турниры, литературные мастер-классы, «уроки общения».

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство являются важнейшим источником формирования духовной сферы личности. Знакомство с характерными чертами национальных узоров, их элементами, сочетаниями, композицией и цветовыми сочетаниями. Используя иллюстрации к книге З. Ю. Прокиной и К. Ф. Суриной «Мордовский народный костюм», представляю детям узоры, цвета, расположение, богатство, вариации мордовского народного костюма, классические варианты и оригинальность способа ношения. Большим подспорьем в знакомстве с мордовским костюмом является знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова. Учу детей видеть и понимать содержание картин, улавливать настроение художника.

Интересно провести свободное время, знакомя детей с работами скульптора С. Д. Эрьзи. Например, была проведена литературная гостиная «Сказочные образы в творчестве С. Д. Эрьзи, П. И. Чайковского, Р. М. Лядова, М. Мусоргского», где были рассмотрены иллюстрации к скульптурам С. Д. Эрьзи, а также представлены музыкальные произведения великих русских композиторов П. И. Чайковского, Р. М. Лядова. Участвуя в организованных мероприятиях, воспитанники учились слушать, видеть, понимать, различать музыкальные выразительные средства, тем самым дошкольники учились гордиться своей Родиной.

Одной из форм работы с детьми является продуктивная и творческая деятельность, которая включает в себя рисование, аппликацию и рукоделие. Это позволяет передавать знания, полученные детьми в результате общения, их отношение к культурному и историческому наследию, природе, ответственность за свой труд и бережное отношение к создаваемым ими произведениям.

Организованные занятия физкультурой, спортивные фестивали и фольклорные развлечения занимают большое место в приобщении детей к народной культуре. Фольклорные праздники стали традицией: «Сказочное Рождество», «Вкусная Масленица», «Пасха» и другие. При организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм и спортивным упражнениям. Спортивные и развлекательные мероприятия также способствуют развитию представлений детей о различных видах спорта, национальных спортивных играх и достижениях мордовских спортсменов.

Значительная роль в воспитании детей отводится системе дополнительного образования. Язык - это уникальное наследие человечества. При изучении языка формируется уважение к людям как к носителям языка, раскрываются общечеловеческие ценности и повышается общая культура общения. В то же время уровень владения родным языком растет. Организованные мероприятия проводятся с учетом интеграции различных видов деятельности. Комплексные образовательные мероприятия по обучению дошкольников мордовскому языку позволяют ребенку реализовать свои творческие способности (он фантазирует, мыслит, изучает и осмысливает, усваивает правила и специфику мордовского языка); обогащает словарный запас устной речи в интересной игровой форме, развивает коммуникативные навыки (умение свободно общаться и выражать свои мысли) познавательный интерес и активность. Как показал опыт, для такой организованной деятельности требуется особая предметно-пространственная среда. Работа с детьми проводятся в мини-музее, где собраны старинные предметы. Свои языковые знания дети закрепляют во время проведения различных мероприятий.

Важным звеном в воспитании основ толерантности у детей дошкольного возраста является взаимодействие воспитателей и родителей детей. Трудно переоценить значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка. Родители - первые и самые важные воспитатели детей, и невозможно сформировать у ребенка патриотизм, как и любое другое качество, если они не являются союзниками воспитателей в решении этой проблемы. Атмосфера семейных отношений, стиль взаимодействия родителей, родственников и детей существенно влияет на формирование личности ребенка. Роль семьи очень важна в приобщении к культуре, социализации детей, в том, как принимать позитивные, конструктивные решения, которые направляют их жизнь в позитивное русло. Взаимодействие учителей и родителей строится на принципах взаимного доверия и уважения, взаимоподдержки и взаимопомощи, терпения и уважительного отношения друг к другу.

Таким образом, была создана система работы, которая направлена на постепенное приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре региона. Работа в этом направлении позволила детям зажечь искру любви и интереса к жизни родного народа в разные исторические периоды, к его истории и культуре, любви к родному краю.

Результативность опыта

Использование различных форм и методов работы с детьми способствовало расширению и обогащению знаний детей о народном творчестве, культуре и традициях мордовского народа, любви и уважении к культуре и традициям своей родины. Работа в этом направлении не только обогащает знания детей, но и способствует проявлению доброты, терпимости и уважения к людям.

Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод, что благодаря работе по теме «Приобщение дошкольников к культурно- историческому наследию мордовского народа» цель и задачи были достигнуты.

Приоритетом является эмоциональное благополучие детей и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития, пробуждение интереса к народному творчеству, истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к своей родине; формирование чувства национального достоинства.

Работа в этом направлении также способствовала развитию социальных навыков ребенка в коллективе и в общении друг с другом; реализации преимущественных прав родителей в развитии и воспитании своих детей; созданию системы социального партнерства между дошкольным учреждением и семьей в вопросах воспитания духовно-нравственное воспитание детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Культурно — Гигиенические навыки» для дошкольников «КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (для дошкольников) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна Воспитание.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа
Опубликовано: 22 января 2024 в 09:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию мордовского народа» (включая файлы) размещена пользователем Китаева Татьяна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД