Жанна Машина
Приобщение детей к музейному искусству
Приобщение детей к музейному искусству.
Музей занимает особое место в приобщении детей к искусству, развитию творчества и проявлению личности. Но в большинстве в развитии творчества дошкольников акцент делается на продуктивную деятельность – лепку, рисование, аппликацию,дизайн. Вместе с тем следует помнить о двуединой художественной деятельности, которая предусматривает выражение впечатлений в выразительных образах в собственном творчестве, так и прочтение образов, символов, представленных в произведениях искусства, что происходит в процессе интуитивного восприятия.
Публикация «Приобщение детей к музейному искусству» размещена в разделах
Музей можно сравнить с творческой культурой общества. Музей, как особый феномен культуры, территория собрания разнообразных произведений искусства и пространства, построенного по особым эталонам красоты. Восприятие музея представлено в гармонии с другими подлинными экспонатами в продуманной обстановке, способствует освоению умений понимать язык экспозиции, читать информацию с музейной вещи, понимать образы, идеи. Всё это обеспечивает рождение собственных ассоциаций, эмоционально-эстетического отклика на выразительность образа у зрителя.
Однако существует ряд проблем как на уровне теоретического осмысления художественного развития детей средствами музейной педагогики, так и в практике современных дошкольных образовательных учреждений. Наблюдается некоторая стихийность в построении педагогического процесса, выборе объектов для рассмотрения. Восприятие искусства всегда субъективно, эмоционально. Данный процесс не терпит стандартов, при этом не требуются корректность, уместность в трактовке образов, выделяемых средствах выразительности, чтобы избежать формирования шаблонов, примитивизма в понимании образа, важно не разрушать целостное эмоциональное переживание образа ребёнком. Поэтому важным представляется методы творческого открытия и деятельности (поисковых вопросов, проблемных ситуаций, художественного экспериментирования) .
Отмечается разрыв двух направлений эстетического развития детей – восприятия художественного образа и собственной творческо-эстетической деятельности дошкольников. Часто используются занятия только об одном жанре искусства, творчестве одного живописца, что значительно снижает интерес детей к искусству и не соответствует возрастным возможностям. В то время как именно в дошкольном возрасте важно деятельное освоение мира – открыть секреты создания образа у великих художников и скульпторов и перенести в свой рисунок, работу. Только в этом случае рассматривание произведений интересно и развивающе для детей.
В работе со старшими дошкольниками необходимо ориентироваться на развитие эстетических и творческих способностей, развитие интереса к искусству, проявления индивидуальности,собственного понимания красоты мира, видения и отражения в разных творческо-эстетических деятельностях.
Именно в дошкольном возрасте, когда пространство музея только начинает осваиваться, создаётся особая познавательная, художественная деятельность. В условиях восприятия искусства необходимо создание ситуаций, в которых дошкольники смогут открыть секреты творчества – мотивы, идеи и выразительные образы, процесс создания оригинальных произведений, и в это же время произойдёт обогащение чувственно-интуитивного эстетического опыта детей. Очень важно, чтобы в процессе освоения искусства в пространстве музея и детского сада взаимно переплетались два направления : познание и творчество.
Необходимо использование разнообразных методов и приёмов, позволяющих создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить эстетические и познавательные интересы, освоить мир музея не через беседы, а посредством восприятия творчества. Примерами могут служить : игровые упражнения «Кто есть кто?», «Впечатления», «Этюды», «Настроение линий, форм, цвета», «Придумаем пейзаж» и др. Использование игр и упражнений способствует развитию художественно-эстетического восприятия и творческое понимание образа.
Целесообразным представляется гармоничное сочетание эстетического восприятия и собственной детской деятельности, использование синтеза искусств и видов деятельности :
- рассматривание различных по настроению, по используемым средствам выразительности ;
- обследование формы, фактуры разных предметов, сравнение предметов и их изображений ;
- разыгрывание изображённых эпизодов ;
- подбор и разучивание соответствующих по настроению и образности литературных фрагментов, стихотворений, фольклора ;
- продуктивная деятельность : рисование, аппликация.
Освоение искусства не интересно без открытия тайн и загадок. В этой связи можно использовать исследовательские методы и приёмы (проблемные вопросы, загадки об искусстве, игровые проекты) .Экскурсии в мастерскую художника, рассматривание изобразительных инструментов, наблюдение процесса создания картины, скульптуры, декорирования предмета помогает детям приобщиться к миру искусства музея.