Клара Ноговицына
Приобщение детей к культуре
Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре
Аннотация: В «Концепции дошкольного образования Республики Саха (Якутия)» предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как условие для организации деятельности общения, игры и продуктивных видов деятельности.
Ключевые слова: Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно и долговременно на жизнь ребенка. Предметно-развивающая среда — организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Публикация «Приобщение детей к культуре» размещена в разделах
В «Концепции развивающей среды ДОУ» доктора психологических наук С. Л. Новоселовой написано, что развивающая предметная среда- это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Предметно-пространственная развивающая среда является условием для организации деятельности: общения, игр и продуктивных видов деятельности.
Так, предметно-пространственная организация помещений ДОУ и участков служит интересам и потребностям ребенка, а ее элементы – развитию ребенка.
Проблема введения детей в художественную культуру актуальна в современной «педагогике искусства», поскольку культура служит важным и доступным детям дошкольного возраста источником информации о мире, жизненных ситуациях.
предметно-развивающая среда — организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Психологические основы построения развивающей предметной среды детства опираются на деятельностно - возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.
Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а также основным принципам проектно-дизайнерской культуры.
Анализ развивающей среды показал, что все базовые компоненты очень хорошо оснащены, оборудованы, кроме двора-участка детского сада.
Данное анкетирование было выбрано, так как именно родители являются первыми педагогами и именно, они организуя развивающую среду дома, родители также создают опыт общения ребенка с окружающим миром, столь необходимый для художественной творческой деятельности. И соответственно для выявления положительного опыта создания развивающей среды в семье мы выбрали анкетирование по методике Дубровой В. П.
Родителям задавался ряд вопросов, касающихся улучшение среды в ДОУ и в семье. Таким образом, по результатам анкетирования выявлено:
1. Большинство родителей довольны качеством ухода за ребенком.
2. Есть семьи в которых не созданы условия для интеллектуального развития
3. Не у всех имеются полное условие для всестороннего развития ребенка.
У большинства родителей трудностями в развитии ребенка является недостаток свободного времени, недостаток знания о развитии ребенка. Только 2 родителей указывают на отсутствие нормальных жилищных условий, 2- не хватает денег на приобретение чего- либо.
Изучив и проанализировав пришли к такому выводу:
1. В МДОУ детский сад 20 «Куорэгэй» создана комплексная среда, содержащая элементы нескольких культур. И в такой специально созданной среде усваиваются в различных видах деятельности обычаи, традиции, праздники, игры, танцы, песни, которые характеризуют художественную культуру. И наконец, в такой среде развиваются социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к культуре.
2. Развивающая среда средней группы ориентирована на зону «ближайшего развития», так как:
- в группе находятся предметы и материалы, известные детям;
- также находятся те, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;
- помимо выше перечисленных предметов, находятся совсем незнакомые предметы и материалы.
3. В построении развивающей среды ДОУ и группы учитываются все принципы построения развивающей среды.
4. Родители, социальные партнеры ДОУ, считают, что в саду создана хорошая сменяемая, разнообразная, вариативная, динамичная среда.
5. Опираясь на работы таких педагогов: нами разработаны следующие модели развивающей среды: монокультурная среда, комплексная предметно- пространственная среда, поликультурная среда.
6. Сделаны рекомендации по созданию художественно-развивающей предметно-пространственной среды.
Новизной нашей работы, является разработка модели развивающей предметной среды.
Нами разработаны 3 модели развивающей предметной среды на основе работы В. Н. Лукьяненко, Н. В. Подашуль и др., также создавая, модели мы опирались на опыт МДОУ № 2398 г. Москвы.
1 модель: Модель монокультурной среды строится на основе русской народной культуры и такого феномена, как сказки животных. Символические образы русских народных сказок доносят доступную детям этнокультурную информацию о своем народе, его быте, обычаях содержат народные знания, побуждают детей к познанию.
Модель 2: Модель комплексной предметно- пространственной монокультурной среды. Представлена в виде художественно – творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности друзей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры. В художественно – творческий комплекс входят следующие компоненты: комната сказок, комната русского быта, музыкальный зал, детская библиотека «Почитай-ка», художественная мини галерея, постоянно действующая выставка детского творчества, художественная студия. Каждый из компонентов художественно-творческого комплекса выполняет свою специфическую миссию, и в то же время все они связаны единой целью, направлениями и формами работы, творческим взаимодействием детей и педагогов.
Модель 3: Модель поликультурной среды развития и воспитания детей. Строится с учетом социально-культурной специфики донского края. В связи с тем что Юг России представляет сложное многонациональное сообщество людей, актуализирует проблема воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении в духе познания и принятия различных национальных культур.
Таким образом, исследование проблемы создания художественно-эстетической пространственно-предметной среды как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре, а также результаты исследования по созданию развивающей среды МДОУ детский сад №20 «Куорэгэй», позволяют сделать следующие выводы:
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Психологические требования к построению развивающей среды:
- среда должна быть современной, отвечающей основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;
- должна обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;
- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;
- должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;
- должна учитывать возрастные особенности детей детского сада
Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
-обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.
Ведущими принципами создания развивающей среды являются: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности-динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды (индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого); принцип сочетания привычных и неожиданных элементов; принцип открытости — закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.
Проанализирована развивающая среда МДОУ №20 «Куорэгэй». В данном детском саду создана комплексная среда, содержащая элементы нескольких культур. И в такой специально созданной среде усваиваются в различных видах деятельности обычаи, традиции, праздники, игры, танцы, песни, которые характеризуют художественную культуру. И наконец, в такой среде развиваются социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к культуре.
Список литературы:
1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. -М., 1993.- С. 8-33.
2. Концепция дошкольного образования республики Саха Якутия // Нормативно – методические документы в области дошкольного образования Республики Саха (Якутия);[сост. Е. Н Колосова]- Якутск – Компания «Дани Алмас», 2008- С. 136.
3. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М. ,1997
4. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - Детский сад от А до Я. -№4(16)-2005., С. 6.
5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. -М., Центр инноваций в педагогике,1995
6. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов – М., 1991. – С. 192
7. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации; Метод. Пособие для педагогов ДОУ. С. П. Б., 2000.-С. 267
8. Проблемы формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте / Министерство образования Республики Саха (Якутия); сост. Саввинов В. М, Ситникова Н. В, Колосова Е. Н. – Якутск 2002- С. 112
9. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. -М. ,2003.- С. 192.
10. Честнова Н. Ю. Как обустроить детский сад? -2007. – С. 252.