Мартемьянова Марина Александровна
Приобщение детей к культурному наследию России посредством ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г. Вельска»
Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»
СЛАЙД № 1
Презентация опыта работы по проекту
«Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину».
Тема: «Приобщение детей к культурному наследию России посредством ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками».
Авторы проекта:
воспитатель структурного подразделения «Детский сад №11 «Радуга» МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»
Мартемьянова Марина Александровна,
музыкальный руководитель
Публикация «Приобщение детей к культурному наследию России посредством ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
структурного подразделения «Детский сад №11 «Радуга» МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»
Кирильчук Елена Валентиновна
Архангельская область
г. Вельск, 2022 г.
Актуальность.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. От духовного потенциала подрастающего поколения - его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству, зависит будущее страны. По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выгодский, Т. С. Комарова, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др., период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.
СЛАЙД № 2 Документы и проблема.
Важность духовно-нравственного воспитания подчёркивается в государственных документах в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему с целью формирования у подрастающего поколения социально значимых ценностей, целевых ориентиров и личностных качеств.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому необходимо приобщать детей к истокам русской культуры, позволяющей ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Полученные знания о национальной культуре своего народа помогут в дальнейшем с уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Проблема.
К сожалению, проблема в том, что у детей не сформированы знания о народных традициях и обычаях русского народа, которые уходят из нашей жизни. Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура испытывает влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребёнок видит иностранные мультипликационные и художественные фильмы, на новогодние утренники приходят «люди-пауки» и «бэтмены», Новый год наступает с приходом иностранца Санта Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?
СЛАЙД № 3 Высказывание Д. С. Лихачёва
Вспомним слова Д. С. Лихачё ва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. А искусство региона служит не менее значимым средством воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – сложный процесс. В его основе лежит развитие чувств, эмоциональной сферы, обусловленных историческими корнями и духовным климатом общества. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства, так как впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы. Трудно построить будущее без знаний истории своего народа и опоры на опыт предшествующих поколений.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является народная культура. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, загадки и т. д., сказки, народные песни и танцы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к культурному наследию своего народа уже в дошкольном возрасте.
Этой цели, в большей мере, соответствуют народные праздники и обряды.
• В народных праздниках фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека.
• В праздничных обрядах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
• В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
• Народный праздник помогает детям научиться проявлять творческие способности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
• Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство».
Поэтому мы обратились к народному творчеству, как к одному из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей, и создали на данную тему проект, который назвали «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину».
Проект составлен с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и способствует решению задач по приобщению дошкольников к культурному наследию России.
Наш проект познавательный, игровой, творческий. Осуществляется среди детей одной группы. По продолжительности он долгосрочный. Участниками проекта являются дети, воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
СЛАЙД № 4 Цель проекта.
Целью проекта является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию России посредством ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками.
Реализуется цель проекта через решение следующих задач, отображённых на слайде.
СЛАЙД № 5 Задачи проекта.
1. Познакомить детей с сезонными русскими календарно-обрядовыми праздниками.
2. Формировать представления о традициях и обычаях русского народа, используя региональный компонент.
3. Развивать способности творчески самовыражаться в процессе проведения праздников.
4. Воспитывать у детей чувство патриотизма, причастности к русской культуре, любви к своей малой Родине.
5. Расширять объём знаний родителей и педагогов в возрождении лучших традиций русского народа.
Ожидаемые результаты.
В процессе ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками ожидаем следующие результаты:
1. Развитие устойчивого интереса к праздничной культуре русского народа.
2. Совершенствование первоначальных знаний истории своего народа.
3. Активное участие в праздничных мероприятиях.
4. Формирование патриотических чувств и любви к малой Родине.
5. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской культуре.
Проект реализуется в три этапа: организационно-подготовительный, практический и заключительный.
Реализация проекта.
СЛАЙД № 6 1 этап - Организационно-подготовительный.
• обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• анкетирование родителей;
• определение цели и задач проекта;
• подбор и изучение литературы, сбор информации об опыте работы других образовательных учреждений;
• составление перспективных планов работы с детьми и родителями;
• планирование и разработка сценариев;
• подбор игрового материала;
• создание алгоритма ознакомления с праздниками.
На 1 этапе проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по ознакомлению с календарно-обрядовыми праздниками. Для вовлечения в проект родителей была подготовлена консультация «Приобщение детей к русскому народному творчеству посредством знакомства с календарно-обрядовыми праздниками» и проведено анкетирование. После положительных откликов предложено принять участие в проекте. Совместно с воспитателем были определены цель и задачи проекта, составлен перспективный план дальнейшей работы и перспективный план календарно-обрядовых праздников в соответствии с народным календарём. Подобраны беседы, конспекты, игровой и музыкальный материал нашего края, соответствующий праздничным датам. Изучена литература на данную тему. За основу работы взят сборник нашей землячки Картушиной Марины Юрьевны «Русские народные праздники в детском саду», в котором представлены как широко известные, так и забытые календарные народные праздники.
СЛАЙД № 7 Основные направления работы.
Определены основные направления работы:
• работа с детьми (ООД, совместная, самостоятельная и индивидуальная деятельность, театрализация);
• взаимодействие с педагогами Детского сада;
• взаимодействие с родителями;
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• работа с социумом.
2 этап – Практический.
На 2 этапе разработана и апробирована система работы с детьми.
Задачи, поставленные в проекте, решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей. Развитию познавательной активности детей способствуют различные формы, которые имеют многофункциональный характер и интересны самим детям: интерактивные занятия (игры-путешествия, игры-открытия, познавательные беседы, экскурсии в мини-музеи, предпраздничные посиделки, оформление мини-музея и выставок, творческая продуктивная и игровая деятельность и, конечно, праздники.
Согласно годовому плану, ежемесячно, проводятся мероприятия, посвящённые праздникам народного календаря, где в игровой форме дети знакомятся с их традициями и обычаями. Помимо детского фольклора в досуги включены и произведения, рекомендованные примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные игры и современные песни. Ряд досугов включают традиционные обрядовые действия (угощение птиц, закликание весны и т. д.) Развлечения разнообразны по содержанию и форме (игровые программы, кукольный театр, вечера сказок и загадок, театрализованные представления, посиделки, музыкально-игровые досуги и т. д., что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Тематика праздников и музыкальный репертуар усложняются в связи с возрастными особенностями детей.
СЛАЙД № 8 Алгоритм.
В своей работе применяем следующий алгоритм по ознакомлению дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками :
• беседа об истории праздника, о традициях празднования;
• разучивание репертуара, который включает в себя малые формы детского фольклора, народные песни, танцы и игры;
• изучение обрядов;
• подготовка костюмов, атрибутов и декораций;
• проведение праздника.
Во время реализации проекта в соответствии со сменой времён года и датами народного календаря проведены следующие календарно-обрядовые праздники.
СЛАЙД № 9 Осенние праздники.
«Мушиный праздник», «Праздник брусничного пирога», «Курячьи именины».
СЛАЙД № 10 Зимние праздники.
«Трифон-мышегон», «Зимние святки», «День рождения Бабы Яги».
СЛАЙД № 11 Весенние праздники.
«Пришёл Федул-теплом подул», «Девичья коса – русская краса», «Ночные гуляния».
Дети с удовольствием и с большим успехом участвуют и в традиционных фольклорных праздниках, проводимых в Детском саду («Масленица», «Рождество», «Вербный базар», «Пасха»).
СЛАЙД № 12 Мини-проекты и поделки
В рамках проекта были созданы мини-проекты: «Как на масленой неделе», «Праздник Светлой Паcхи», «О чём молчат колокола?», «Петрушка-народная игрушка», «Загадочная Баба Яга». Дети проявили своё творчество в изготовлении поделок, аппликаций, рисунков на данные темы.
CЛАЙД № 13 Взаимодействие с педагогами
К реализации проекта привлекаем педагогов Детского сада. Подготовлен и прочитан цикл консультаций на данную тему. Обмен опытом происходит в форме презентаций. Педагоги активно участвуют в праздниках.
Педагогами Детского сада создан «Петрушкин театр на пластинках», который вызывает положительные эмоции у детей.
• Консультации («Применение народных игр в работе с дошкольниками», «Мини-музей предметов северного народного быта – источник приобщения детей к народной культуре»)
• Обмен опытом (презентации)
• Участие в праздниках
• «Петрушкин театр на пластинках»
Взаимодействие с родителями
Для получения ожидаемых результатов необходимо выстроить отношения не только с педагогами, но и родителями.
• в рамках групповых родительских собраний проведены консультации на темы: «Народная культура – одно из средств нравственно-патриотического, познавательного и эстетического развития детей», «Народная песня – наше духовное богатство» и т. д.
• создан информационный стенд «Народный месяцеслов» и «Историческая справка» (об истории проводимых праздников);
• после каждого праздника оформляется фотоотчёт, который впоследствии переносится в «Амбарную книгу»;
• родители принимают участие в пошиве костюмов для своих детей (сарафаны и косоворотки);
• изготовляют вместе с детьми поделки;
• с удовольствием участвуют в подготовке и проведении праздников;
• пополняют мини-музей предметами быта.
СЛАЙД № 14 Развивающая предметно-пространственная среда.
• методический материал (конспекты мероприятий);
• методические пособия («Праздничный фейерверк», «Музыкальные домики», «Занимательная книга», мнемотаблицы для разучивания);
• картотеки загадок, песен, игр;
• картотека презентаций;
• альбом с фотографиями;
• мини-музей предметов северного народного быта.
Создание развивающей предметно-пространственной среды - одно из эффективных условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребёнка. Используется в работе методический материал, методические пособия, картотеки, развивающие творческие способности детей. С удовольствием дети рассматривают альбом с праздничными фотографиями и посещают мини-музей.
Мини-музей предметов северного народного быта создавался на протяжении 3 лет. Назвали его «Сугревушка», потому что он согревает души всем, кто его посещает. В накоплении экспонатов большую помощь оказывают и педагоги, и родители. Все экспонаты доступны детям. Музей обеспечивает познавательную, игровую, исследовательскую и творческую активность. Фото 1 после ПАУЗЫ.
Встречает детей Хозяйка в народном костюме и знакомит с предметами северного народного быта, с обычаями и традициями русского народа. Обязательно прослеживается смена времён года, которая проявляется в одежде куклы и убранстве дома (подсвечники-на Рождественские гадания, Домовой-на Ефремов день, корзинка с расписными яйцами-на Пасху).
Фото 2
Экскурсии и беседы проводятся на различные темы: «Русское гостеприимство», «Свой дом краше всего», «Русская печь», «Святочные вечера», «Колыбельные», «Старинные музыкальные инструменты». Мини-музей «Сугревушка» предполагает также возможность совместной деятельности детей и взрослых в форме посиделок, мастер-классов. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда побуждает дошкольников реализовывать творческие способности в совместной и самостоятельной деятельности, развивать устойчивый интерес к культурному наследию русского народа.
СЛАЙД № 15 Работа с социумом.
• Вельская детская школа искусств
• Вельский Дом Культуры и Спорта
• Вельский краеведческий музей имени В. Ф. Кулакова
• Центр традиционной народной культуры «Берендей»
Одной из форм сотрудничества с образовательными организациями города Вельска являются выездные мероприятия («Масленица-кривошейка», «Пасхальный кулич», «Лучше нет гармошки нашей!»). С целью получения новых знаний дети вместе с родителями посещают Вельский краеведческий музей, а для ознакомления с народными промыслами - Центр традиционной народной культуры «Берендей».
СЛАЙД № 16 Заключительный этап
3. Заключительный:
• обобщение результатов работы;
• анкетирование родителей;
• планирование перспективы.
Так как проект долгосрочный, в конце каждого учебного года мы готовим отчёт по данной теме в виде презентации, интересуемся мнением родителей (анкетирование) и планируем дальнейшую работу.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В ходе реализации проекта достигнуты определё нные результаты:
• У детей формируются устойчивые представления об истории календарных праздников русского народа, интерес к устному народному творчеству; они свободно и раскрепощенно держатся при выступлениях.
• Благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений, устанавливаются партнёрские взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.
Продукт проекта.
Продуктом проекта является «Амбарная книга», которая постоянно пополняется информацией и фотографиями. А почему книгу назвали амбарной, спросите вы… ведь амбар – это хранилище для зерна? Да потому, что наши детки, как зёрнышки, собраны все вместе, и мы взращиваем эти «зёрнышки» посредством народных праздников с использованием регионального компонента.
СЛАЙД № 17 Вадим Шефнер
Вывод.
Наш проект даёт возможность современным детям на эмоциональной основе получить первоначальные знания о традициях и обычаях русского народа и соприкоснуться с его историческим прошлым. И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Своё выступление хочется закончить словами писателя Вадима Шефнера: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».
Список литературы.
М. Ю. Картушина Русские народные праздники в детском саду, Творческий Центр Сфера, Москва 2006;
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-e изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 304 с. : ил. ;
Музыкальное развитие детей на основе народной культуры : планирование, занятия, развлечения. Старшая группа /авт. -сост. О. В. Шубина, И. Г. Чайка. – Волгоград: Учитель. – 125 с. ;
Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева. – Изд. 2-e, перераб. – Волгоград: Учитель. – 159 с. ;
Детям о традициях и праздниках русского народа / Сост. С. Ю. Куликова. – СПб. : Паритет, 2015. – 96 c. : ил. ;
Интернет-ресурсы.