Анна Никитенко
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Участники проекта : воспитатель: Никитенко А. В., воспитанники старшей
группы, родители.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Актуальность: Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит
духовно - нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в
мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же
готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились
условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает,
воспитывает детей, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е.
занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности
для ребенка - это игра. Создание выставки дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Мы в своей группе решили познакомить детей с традициями русского народа, изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Задачи:
-познакомить детей с историей жилища русских людей, бытом, одеждой и занятиями русских людей в деревне;
-стимулировать развитие познавательных и творческих способностей через разные виды детской деятельности по теме проекта;
-привлечь родителей через разные формы взаимодействия по теме проекта.
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа.
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
Расширение у детей представлений об истории русского жилища, предметах быта, культурной жизни наших предков; Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причины следственные связи. Активизация и расширение словаря детей.
На уровне педагогов:
1. Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
2. Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.
3. Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
На уровне родителей воспитанников:
Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей, правильного отношения по ознакомлению с историей русского быта, привлечение родителей к участию в выставке, для развития творческого потенциала ребёнка. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
На уровне предметно-развивающей среды:
Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по данной теме.
1 этап - подготовительный
Проблема
1. Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели
Выявление проблемы, формировка цели, задач. Анкетирование
2. Составление плана по реализации проекта.
Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно- развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме.
3. Подбор методической литературы, иллюстраций. Разработка конспектов бесед с детьми.
3 этап практический
Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий.
План мероприятий по реализации проекта
Образовательная область Содержание деятельности
Познавательное развитие Беседы: Русская печь. Русская матрешка. Дымковские игрушки. "Русский быт".
Просмотр презентации «Русская изба»
Рассматривание картинок, иллюстраций русской избы, предметов быта, профессий (Пахарь, Ткачиха, Гончар, Кузнец)
Рассказ "Почему надо знать о традициях русского народа?"
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Социально-коммуникативная С/р игра "Ярмарка", «Хороводные игры»
Игра-драматизация по произведению И. Бианки «Теремок»
Беседы Дидактическая игра:
«Конструирование и украшение русской избы»
Речевое развитие Рассказы: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».
Дидактическая игра:"Угадай потешку", «Угадай и расскажи», «Узнай по описанию», «Кому что нужно для работы?»
Чтение и обсуждение: Русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Морозко».
Разучивание поговорки о семье.
Заучивание стихотворения: «Детство» И. З. Суриков.
Пополнение словарного запаса слов: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук, корыто, ухват; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый
Физическое развитие Подвижные игры: Мороз - Красный нос, «Бой петухов», «Жмурки», «В углы», «Горелки».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок», "Плетень", "Гори, гори, ясно"
Игра-эстафета: «Дорожка препятствий»
Пальчиковая гимнастика: «Колобок», «Жили дед да баба»
Художественно-эстетическое Прослушивание русских народных мелодий и песен: «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,
«Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»
Лепка: «Утварь русской деревни».
Рисование: "Матрешка», Рисование «Дымковская игрушка».
Раскраски русские народные костюмы, русская изба, элементы быта, русские народные игрушки.
Музыкальный досуг: «Хороводные игры»
Строительно-конструктивная игра: «Сказочная изба».
Работа
с родителями Анкетирование родителей: ««Приобщение к народным истокам русской культуры
Консультация на тему: Роль семейных традиций в воспитании ребёнка»
Рекомендации для родителей: «Все начинается с колыбельных песен, потешек…»
Участие родителей в создании продукта проекта : создание мини-музея «Предметы быта наших предков»
4 этап аналитический
Рефлексия и коррекция
Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы. Представление содержания работы. Создание мини-музея в группе.