Алевтина Телятникова
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
В течение многих лет я строю работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. В доступной форме: на занятиях, в повседневной жизни, на досугах наши дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. Ведь дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи.
Публикация «„Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры“» размещена в разделах
Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего многообразия я выбираю наиболее значимые праздники.
«Осенины» - встреча осени, отмечается в октябре. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень – щедрая пора» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей и других даров природы. Сотрудники ДОУ оформляют осенние композиции, придумывая названия и свой девиз.
«Рождество» было и остается любимым народным праздником. Дети узнают об особенностях этого зимнего праздника : люди наряжались и ходили по дворам с песнями-колядками, плясками, загадками, прибаутками и играми. Устраивали катания с гор, гадания. Дети вместе с родителями изготавливают из бросового материала шумовые инструменты для проведения колядок, оригинальные костюмы.
«Масленица» стала символом широкого разгула. Она называлась «широкой», «веселой», «обжорной». В этот день с особым азартом катались с гор. Была примета: кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее. На Масленицу строили снежные крепости, а парни устраивали кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку. Катались на тройках лошадей со звоном бубенцов. Люди ходили по домам с песнями, плясками, поздравляли хозяев с праздником. Наши дети с удовольствием и интересом принимают активное участие в народных играх и гуляниях.
На «Троицу» устраивали разные забавы. С самого утра молодые люди бежали в лес за березками, водили хороводы, играли в игры, под гармошку пели озорные песни.
Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральны качества личности. Участие детей не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении формирует основы культуры ребенка, приобщает к сохранению традиций и обычаев русского народа. Моя задача: не оставлять ни одного ребенка пассивным созерцателем и всячески привлекать к активным действиям.
Подготовка к праздникам и проведение их проходит в тесной взаимосвязи со всеми сотрудниками детского сада и родителями. Родители являются активными помощниками в подготовке к праздничным мероприятиям : изготавливают аксессуары народного костюма, разучивают песенки, игры и часто становятся участниками самого веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.