Наталья Суворова
Приобретение навыков актерской игры через наставничество в рамках образовательной деятельности в ДОУ
Аннотация.
Как обучить старшего дошкольника приемам актерской игры, не используя дополнительное время занятий, затрагивая при этом все виды музыкально-художественной деятельности, параллельно решая задачи, поставленные ФГОС перед педагогом-наставником – об этом расскажет моя статья.
В современном обществе резко повысился социальный престиж научного знания. С этим связано стремление научить детей читать, писать и считать, способность же чувствовать, думать и творить в современной педагогике ушла на задний план.
Публикация «Приобретение навыков актерской игры через наставничество в рамках образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в дошкольном возрасте.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать детский театр. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Но занятия в театральном кружке или студии это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, реализация которого может быть затруднена отсутствием дополнительного кружка и плотной «сеткой занятий» детей старших групп.
Поставленную проблему решает работа над актерским мастерством в рамках расписания образовательной деятельности группы.
Рассмотрим структуру занятия по «музыкальной деятельности» для старших групп ДОУ. Стандартное занятие состоит из:
• входа на занятие, где для воспитанников создается максимально раскрепощающая, благоприятная обстановка, проводится работа над развитием чувства ритма, изучаются и закрепляются навыки основных танцевальных движений;
• приветствия, основной задачей которого ставится развитие внимания, ритмического и динамического слуха, воображения;
• музыкально-ритмических движений, которые направленны на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, формирование четкой координации рук и ног;
• слушанья музыки, задачей которого является обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие умения слушать музыку, высказываться;
• распевания, пения, где педагог-наставник должен научить детей петь произвольно, не напрягая голос и передавая характер песенного произведения;
• пальчиковой гимнастики, физкульминутки задачей которых стоит научить детей согласовать движения с текстом потешки, действовать раскованно, раскрепощенно;
• развития чувства ритма, музицирования, где дети под руководством педагога-наставника работают над вниманием, памятью, умением находить объекты для звукоизвлечения, импровизировать;
• игр, плясок, хороводов, направленных на развитие творчества в движении, формирование выдержки и умения реагировать на смену музыки.
Рассмотрим, как театральные игры и упражнения могут решить вышеперечисленные задачи и представить все виды музыкально-художественной деятельности во время стандартного музыкального занятия.
«Вход на занятие» можно провести, используя игровые упражнения на умение импровизировать, например упражнение «Художница Осень».
«Художница Осень».
Цель: Формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней. Развивать воображение. Учить произносить фразы с определенной интонацией и разной силой голоса. Поощрять творчество, инициативу, умение импровизировать.
Ход игры : Педагог: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в лес гулять, на лужайке поиграть. Становитесь длинной змейкой, пойдем по узенькой тропинке, аккуратно, чтобы травку не помять, цветочка не сломать, бабочку не спугнуть… Дальше мы пойдем приставным шагом, перешагивая небольшие коренья и высоко поднимая ноги…
Дети входят в музыкальный зал с педагогом по воображаемой тропинке змейкой. Педагог читает стихотворение С. Погорельского.
По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.
Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!
Здравствуй, осень, здравствуй лес!
Мы попали в край чудес!
Педагог предлагает детям повторить реплику «Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!» - с приветственной интонацией, меняя силу голоса. ( Литература: Е. А. Антипина. Театрализованная деятельность в д/с. Методические рекомендации. Т/Ц. Сфера. М:2009).
В финале упражнения «Художница Осень» дети уже провели работу виду музыкальной деятельности «Приветствие». Отдельное актерское упражнение «Приветствие» может выглядеть как игра «Круговое знакомство» или игра «Кто во что одет».
«Круговое знакомство».
Цель: Познакомить детей друг с другом. Тренировать память детей.
Ход игры : Участники игры становятся (или садятся) в круг. Водящий первым называет свое имя, например: «Оля». Следующий (по часовой стрелке) называет имя водящего, а затем свое. Таким образом, знакомство продолжается далее, по принципу «снежного кома». Тот, кто ошибается, бежит по внешнему кругу, а все остальные участники хором произносят считалочку:
Круг быстрее оббегай,
Имена запоминай.
Раз, два! Раз, два, три!
Свое имя назови!
За это время «штрафник» добегает до своего места и называет свое имя. Знакомство начинается сначала, но уже в противоположную сторону. ( Литература: Олег Тимофеев. «Игры, розыгрыши, забавы». Академия развития Ярославль. 2004.)
«Кто во что одет?»
Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры : Ведущий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят или поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай и глаза не открывай,
Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?
Для девочек:
Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
( Литература: Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Э. Г. Чурилова. Москва. Владос. 2001.)
С задачами, поставленными перед «музыкально-ритмическими движениями» легко справятся большинство актерских упражнений и тренингов, рассмотрим некоторые из них.
Игра с платком.
Цель: Развивать воображение, выразительность движений, артистизм.
Ход игры : Предложить ребенку любой из имеющихся у вас платков (при желании можно заменить шарфом).
Попросить с помощью платка, движений, мимики изобразить :
1. бабочку,
2. лису,
3. принцессу,
4. осенний листок,
5. снежинку и пр.
( Литература: М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. «Академия развития».1997.)
Игра «Ель, елка, елочка».
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка внимания.
Ход игры : Педагог предлагает пойти детям в лес – дети идут по залу. Педагог рассказывает: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь.» Дети останавливаются, принимают правильную осанку (голова, туловище ноги - прямо) и раздвигают руки - «ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. «Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?»- дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели - елки. Они пониже, но тоже стройные».
Педагог предлагает детям встать, как елка (принять правильную осанку, но в полуприсяде) : «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они – совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. После того, как дети освоят движения, педагог предлагает по команде принять необходимое положение тела в зависимости от команды (елки, ели, елочки).
( Литература: А. С. Галанов. Игры, которые лечат. Педагогическое общество России. Москва 2005.)
Решить задачи «слушанья музыки» - обогащения кругозора детей музыкальными впечатлениями, развитие умения слушать музыку, составлять связный рассказ по ней могут следующие упражнения:
«Сочини предложение».
Цель: Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.
Ход игры : Дети распределяются на несколько команд, получают по 2- 3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.
«Придумай диалог».
Цель: Учить строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.
Ход игры : Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой-рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предложить известных героев.
«Вопрос – ответ».
Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.
Ход игры : Ведущий (сначала педагог, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру.
( Литература: Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Э. Г. Чурилова. Москва. Владос. 2001).
Помочь дошкольнику освоить эмоциональное пение в характере исполняемого вокального произведения поможет ролевая гимнастика «У зеркала».
Ролевая гимнастика : «У зеркала».
Цель: Развивать пантомимические способности, способность к перевоплощению.
Задания: 1. Нахмуриться, как: а) король, б) ребенок, у которого отняли игрушку,
2. Улыбнуться, как: а) вежливый человек, б) кот на солнце.
( Литература: Е. А. Антипина. Театрализованная деятельность в д/с. Методические рекомендации. Т/Ц. Сфера. М:2009.)
А подготовить голосовой аппарат к исполнению песни поможет артикуляционная гимнастика и упражнения на дыхание.
Упражнения на три вида дыхания.
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ссссссс….
Шумят деревья - шшшш….
Летит пчела - жжжжж….
Комар звенит - зззззззз….
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ссссс! ссссс! ссссс!
Метет метель - шшшшш! шшшш! шшшш!
Сверлит дрель - зззззз! зззззз! ззззз!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила - С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида дыхания в одном упражнении. Например:
Мотоцикл
Заводим мотор: Р! Р! Р. РРР! РРР! РРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРР!РРРР!РРРР!РРРР!
( Литература: Методика и организация театрализованной деятельности
Дошкольников и младших школьников. Э. Г. Чурилова. Москва. Владос. 2001.)
Вариантов для проведения пальчиковой гимнастики или физкультминутки в актерских тренингах огромное множество, вот пример одной из них:
Игра с движениями «Художница Осень».
Ход игры : Педагог: Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой, как хорош ты, лист цветной!
Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями вверх – вниз.
А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул!
Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.
Красный, желтый, золотой, облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно, листьев нет, лишь ветки видно.
Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.
( Литература: Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в д/с. Москва. «Школьная пресса».2004.)
Объектом для звукоизвлечения может стать сам ребенок – этому педагог-наставник учит детей на музыкальных занятиях. Поэтому вариантом «музицирования» детей может стать упражнение «Веселые музыканты».
Веселые музыканты.
Цель: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры : Педагог предлагает нескольким детям превратиться в веселых музыкантов, а остальным стать музыкальными критиками. Критики должны отгадать, на каких инструментах играют музыканты. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т. д.
-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
( Литература: М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. «Академия развития».1997.)
«Игры, пляски, хороводы» на музыкальном занятии может представить театральная игра «Магазин игрушек».
Игра «Магазин игрушек»
Цель: Учить снимать зажатость, скованность и коммуникативность в отношении со сверстниками. Развивать умения создавать образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Ход игры : Дети стоят по кругу. Выбирают несколько ребят, которые будут исполнять роль игрушек. Дети идут по кругу, держась за руки и говорят:
Дин-дин-дин, дин-дин-дин, открываем магазин,
Заходите, заходите, выбирайте, что хотите.
В круг выходит ребенок-«кукла» и говорит:
На меня вы посмотрите и к себе домой возьмите.
Буду вас любить и слушать, а зовут меня Катюша.
Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить куклу?». Все желающие поднимают руки. Ребенок, которого выбрали, говорит с места:
Я игрушку покупаю
И с собою забираю.
Кукла: Прежде, чем меня забрать,
Должен ты меня догнать!
Кукла выбегает из круга, «покупатель» бежит за ней, стараясь ее поймать. Если «покупатель» поймает куклу, они становятся в круг. Если «покупатель» не догнал «куклу», он становится в круг, а «кукла» возвращается в центр круга.
2. В центр круга выбегает – ребенок «мяч». Он подпрыгивает 2 раза, делает 2 пружинистых приседания., повторяет еще раз, затем говорит:
Я прыгун веселый мячик,
Не люблю того, кто плачет,
А люблю того, кто скачет.
3. Ребенок - «лошадка» : Я конек не простой, я конек заводной,
Гоп-гоп, цок-цок, забирай меня дружок.
4. Ребенок -«котик» : А я котик Котофей, хорошо ловлю мышей,
Деткам песенки пою, баю - баюшки - баю.
Когда все игрушки куплены, дети говорят:
Дин-дин-дин, дин-дин-дин,
Закрываем магазин.
( Литература: М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль. «Академия развития».1996.)
Как видно в результате моей статьи, использование актерских тренингов, игр и упражнений решили все задачи музыкального занятия и представили все виды музыкально-художественной деятельности во время стандартного музыкального урока. Использование этих упражнений поможет и опытному педагогу-наставнику и музыканту-новичку не только сделать занятие интересным, но и развить актерские способности у старших дошкольников, не выходя за временные рамки образовательной деятельности в ДОУ.
Используемая литература:
1. Е. А. Антипина. Театрализованная деятельность в д/с. Методические рекомендации. Т/Ц. Сфера. М:2009.
2. Олег Тимофеев. «Игры, розыгрыши, забавы». Академия развития Ярославль. 2004.
3. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Э. Г. Чурилова. Москва. Владос. 2001.
4. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. «Академия развития».1997.
5. А. С. Галанов. Игры, которые лечат. Педагогическое общество России. Москва 2005.
6. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в д/с. Москва. «Школьная пресса».2004.
М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль. «Академия развития».1996.