Виктория Ейбоженко
Принимающая функция педагога-психолога как основа психоэмоционального комфорта в детском саду
Основная функция психолога - это принимать. Принимать Другого, давать право ему быть таким, какой он есть. Принимать чувства Другого.
Первый человек, который дает опыт принятия - это мать. Мать принимает болезненные чувства ребенка, трансформирует их в утешение. Она трансформирует разрушающие ребенка страхи в легкие и переносимые. Шаг за шагом ребенок получает представление о хорошо налаженных отношениях между ним самим и его матерью.
Публикация «Принимающая функция педагога-психолога как основа психоэмоционального комфорта в детском саду» размещена в разделах
В условиях детского дошкольного учреждения эту функцию принятия выполняют воспитатели и психологи. Воспитатели, обладающие высоким уровнем самопринятия, характеризуются понимающим отношением к воспитанникам, а воспитатели с низким самопринятием склонны к авторитарности, отсутствию понимания и принятия воспитанников.
Если обратиться к зарубежному опыту, детским психоаналитиком Ф. Дольто было создано пространство, создающее у детей и их родителей ощущение безопасности и принятия – Зеленый Дом. «Зеленый дом» – это профилактическая модель ранней социализации ребенка. Эта модель впервые была реализована в Париже в 1979 году. Для обозначения людей, обеспечивающих атмосферу заботы и поддержки в Зеленом доме Ф. Дольто использовала понятие принимающие. Принимающие в Зеленом доме — это те, кто слушают обращенное к ним слово и малышей, говорящих на довербальном и вербальном языке, и их родителей. Принимающие — это те, кто поддерживает словом тех родителей, которые нуждаются в поддержке в их столь трудной новой роли мамы и папы, окруженных со всех сторон тревогами совершения ошибок воспитания.
Принимающие — это команда специалистов (педагогов, психологов, педиатров, психотерапевтов и социальных работников, принимающих посетителей по трое; в каждый рабочий день недели встречают детей и родителей разные тройки специалистов. Данная идея Дольто позволила родителям иметь возможность общаться с разными людьми и избежать таким образом одного мнения. В то же время дети имеют возможность познакомиться с различными людьми: молодыми и пожилыми, разговорчивыми и немногословными, громкими и сдержанными и т. п.
В детском дошкольном учреждении данный процесс принятия, начинается с готовности педагога-психолога принимать ребенка, а у ребенка - с согласия и/или готовности «работать», принимать помощь. Согласие на помощь указывает на некоторое доверие к психологу, т. е. уменьшение страха негативного воздействия, и в определенной мере принятие себя ребенком.
Конечно, без минимальной степени принятия себя невозможно преодолеть страх отвержения, невозможно проявлять доверие. При безоценочном принятии ребенка педагог-психолог стремится создать атмосферу безопасности, доверия, заботы и понимания, что способствует возникновению у ребенка переживания, поддерживающего разрешения быть самим собой, таким, каков он есть в эту минуту, т. е. позволения быть. Позволение быть – это и есть переживание свободы, свободы от страха отвержения, от негативных оценок, от чувства вины и тд., свободы от всех негативных воздействий, которые блокируют развитие маленького человека.
Наша задача – создать психоэмоциональный комфорт для роста и развитие личности ребенка, а фундамент этого комфорта в позиции принятия.
Благодаря этому позволению быть тем, кто ты есть, идет созревание необходимых новобразований для роста и развития, психическая энергия не расходуется на защиту, агрессию, переработку негативных чувств, а направляется на созидание, познание и взросление. Опыт принятия становится опорой в дальнейшей жизни ребенка. По-видимому, можно сказать, что переживание ребенком безоценочного принятия, свободы от негативных проявлений способствует развитию и усилению его самопринятия.
Ребенок в свою очередь принимает психолога : открывает ему мир своих переживаний, обсуждает свои проблемы, ребенок показывает свое доверие. Это отношение способствует углублению самопринятия психолога. Такое взаимодействие исцеляет души обоих: и ребенка, и психолога.
Таким образом, основополагающим в создании психоэмоционального комфорта в детском саду является способность педагога-психолога выполнять принимающую функцию для детей. Благодаря этому у ребенка возникает способность к открытости и сообщению своих эмоций и чувств, строится диалог между педагогом-психологом и ребенком, а значит создается возможность оказать помощь ребенку.