Ольга Рязанова
Применение приёмов самомассажа рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Давно доказана связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитое мозговое кровообращение, особенно в тех отделах, которые отвечают за речь. Так как активизируются психические процессы, повышается умственная работоспособность. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости и оказывают взаимное влияние друг на друга. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем быстрее у него будет развиваться речь Работа с детьми 3-4 лет всецело подтверждает это утверждение. Для более углублённого изучения развития мелкой моторики и речи детей проводилась диагностика в начале и в середине учебного года. При анализе полученных результатов можно наблюдать положительную динамику. Работа по развитию моторки рук проводилась каждый день в определённой системе.
Публикация «Применение приёмов самомассажа рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Детям 3-4 летнего возраста с начала учебного года проводился пальчиковый массаж, который сопровождался речью педагога и по возможности самого ребёнка. Для снятия психологического напряжения очень хорошо проводить массаж и самомассаж в так называемом неконструктивном материале. Это может быть вода, кварцевый песок, крупа, кинетический песок и др. Чтобы вызвать у детей интерес и эффективность занятий, они должны сопровождаться чтением стихов, прибауток, потешек, сказок, рассказов Массаж производился руками педагога и различными массажными принадлежностями. Это и Су Джёк пружинки и шарики-ёжики, резиновые кольца, шишки, гранёные карандаши, орехи, бигуди, кубики и т. д. Через месяц упорной работы дети стали учиться приёмам самомассажа. Для этого использовались последовательно приёмы, разработанные О. И. Крупенчук в сопровождении коротких стихов. Для снятия мышечного напряжения использовался «сухой бассейн», наполненный фасолью и мелкими игрушками. Так как упражнения проводились в определённой системе дети и запоминали стихи и повторяли их.
Применялись также игры, разработанные Т. А. Воробьёвой и О. И. Крупенчук из сборника «Мяч и речь». Это игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. При прокатывания мяча по ладони и пальцам рук тренируется плавное, длительное пропевание гласных звуков. В этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Это способствует отработки плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Также в процессе игры с мячом отрабатывается умение владения силой голоса.
В работе с детьми, имеющими патологию зрения применялась картотека М. В. Еромыгиной «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук, зрительная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц. Она способствует снятию зрительного напряжения и профилактике зрительного утомления. Каждое упражнение сопровождается стихом.
Таким образом, сформированные приёмы самомассажа в комплексе с другими видами деятельности дают положительные результаты в развитии ребёнка в целом и развитии грамотной речи.