тарлыкова Вера
Применение метода моделирования маленькими человечками (ММЧ) в совместной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Вступительное слово.
Метод маленьких человечков (ММЧ, прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов. Всё существующее вокруг нас – стол, дерево, лужа, игрушки, состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Назовём эти частицы маленькими человечками.
Публикация «Применение метода моделирования маленькими человечками (ММЧ) в совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
При использовании моделирования маленькими человечками (ММЧ) нужно представить в виде команды маленьких человечков ту часть объекта, к которой предъявляются противоположные требования, т. е. в объекте могут быть и жидкие МЧ, и твердые МЧ, и газообразные МЧ. Ребенку легче представить живых и мыслящих человечков, а не атомы и молекулы. Дети могут представить, что чувствуют эти живые человечки? Как они должны действовать? Как должен действовать команда живых человечков? Эти живые человечки могут перестроиться, измениться или исчезнуть. Очень удобная модель для размышления. Метод моделирования маленьких человечков развивает творческое воображение и позволяет объяснить, и смоделировать внутренне строение предметов и веществ, дает возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними. Этот метод хорошо использовать для того, чтобы познакомить детей с физическим состоянием объекта
Применение метода ММЧ в совместной деятельности
(видеофильм совместной деятельности с детьми)
Цель ТРИЗ: формировать умение моделировать внутреннее строение объекта; развивать поисковую активность; систематизировать знания детей о фруктах.
Оборудование: карточки с изображением маленьких человечков (газообразных, твердых и жидких, ежик, яблоки.
Ход совместной деятельности
Воспитатель - Ребята, мы с вами уже знакомы с маленькими человечками. Какие они, эти маленькие человечки?
Д: – …
В: – Я вам предлагаю поиграть: я вам буду показывать карточки с маленькими человечками, а вы будете изображать их в действии. (Игра)
Проблемная ситуация.
В: – Ребята, а вы ничего не слышит? Мне кажется, что кто-то шуршит.
Д: -
В: - Откуда этот звук? (Дети вместе с воспитателем подходят к «Уголку уединения». Там – ЕЖИК.
В: - Ой, ежик. Какой он красивый. А колючки колются?
Д: -
В: - Потому что он знает, что вы добрые ребята и ежика не будете обижать, поэтому он колючки спрятал. А что же он шуршал, ребята, как вы думаете?
Д: -
В: – И правда, с яблоками. А как вы думаете, почему ежик не грызет яблоки? Д: -
В: - Может ежик думает, что оно не сочное, не ароматное и не твердое? Может ежик хочет с нами поиграть с этим яблочком? А может в яблочке кто-то спрятался? Может быть там наши маленькие человечки?
Д: -
В: - Пусть наш гость сядет на краешек стола, а мы узнаем, кто же в яблочке спрятался. Ребята, посмотрите, какое оно, яблоко?
Д: -
В: - А как нам узнать, яблоко твердое или мягкое?
Д: -
В: - Потрогайте руками. Какое яблоко?
Д: -
В: - Значит, яблоко защищают какие человечки? (твердые маленькие человечки)
Д: -
В: - А теперь посмотрите, яблоко в разрезе – вы чувствуете аромат яблока? Д: -
В: - А вы его видите?
Д: -
В: - Значит, какие еще маленькие человечки живут в яблоке? (газообразные человечки)
Д: -
В: - А как вы думаете, откуда в яблоке такой приятный аромат. Что там еще есть внутри яблока?
Д: -
В: - Правильно, сок. Значит, там еще живут ….
Д: -
В: - Молодцы, ребята, мы с вами показали ежику кто спрятались в яблоке. А теперь я вам предлагаю из наших маленьких человечков на карточке собрать яблоко. Первый круг самый большой, защитный, из каких маленьких человечков?
Д: -
В: - Второй круг, внутри большого из каких маленьких человечков?
Д: -
В: - И в середине живут…
Д: -
В: - Вот и все, мы показали ежику, какое у него яблоко полезное. Теперь мы ежика отпустим, и яблочки ему оставим. До свидания, ежик.
Подведение итогов.
Метод маленьких человечков (ММЧ, прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов. Метод моделирования маленьких человечков развивает творческое воображение.
Используемая литература:
1 Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007г.
2. Гин С. В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений : 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007г.