Труфман
Применение инновационных технологий по приобщению воспитанников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. С самых ранних лет она формирует личность ребёнка, воспитывает нравственные качества, помогая видеть добро и зло через поступки героев, позволяет усвоить нормы поведения. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов в соответствии с возрастом играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Вместе с тем в настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро.
Темочки:
К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Национальная программа поддержки и развития чтения говорит о том, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры». Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.
Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.
Эффективность работы по приобщению дошкольников к книжной культуре зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода обучения.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, я, сохраняя традиционные, искала новые, современные формы работы с детьми:
-поисково-познавательную деятельность;
- литературно-познавательные викторины;
- познавательные вечера «Сейчас узнаем»;
- литературные вечера «В этот вечер у нас»;
- экскурсии в сельскую библиотеку;
- создание коллажей, классификационных таблиц;
- литературные театрализованные игры и инсценировки;
- словесно-речевые игры на основе литературных текстов;
- тематические выставки, выставки детского творчества по
литературным произведениям;
- конкурсы чтецов на уровне ДОУ, района;
- конкурсы детского творчества на уровне ДОУ.
О более эффективных инновационных образовательных технологиях, методах и формах, позволяющих достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к художественной литературе и приобщению детей к чтению, используемых в культурной практике я хотела остановиться.
Образовательная работа с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» в организации культурной практике строю на основе технологии «Пришли мне чтения доброго», автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Так помимо ежедневного чтения в свободной форме, осуществляю специально организованную культурную практику один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста.
В процессе организации непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой проводится чтение следующих видов:
- Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг; разными жанрами художественных произведений);
- Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями (не называя терминов, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
- Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей);
- Творческое (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников).
Апробируя данную технологию в практике, я решила объединить ее с технологией ТРИЗ, что позволило вместе с детьми работая со сказками вводить новых героев в произведения, вводить новые обстоятельства, менять конец сказки, придумывать сказки на основе фольклора.
Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора.
• Знакомые герои в новых обстоятельствах.
• Коллаж из сказок.
• Сказка от смешного стишка.
• Сказка от считалки.
• Сказка от загадки.
• Спасательные ситуации в сказках.
• Сказки от странных историй.
• Сказки от просто стишков.
• Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
• Сказки о чудищах.
• Сказка продолжается.
• Изменение ситуации в знакомых сказках.
• Перевирание сказки.
• Сказка, но по-новому.
• Сериал в сказке.
• Решение противоречий в сказке.
• Моделирование сказок.
• Сказки с новым концом.
• Сказка с середины.
• Частица «не» и новая сказка.
• Из сказки убежали все глаголы (существительные).
• Сказка от пословицы.
В обыденный день, придумывая с детьми новую сказку, у Алены и Лени зародился спор, чья сказка получилась интересней, и ребята пришли к выводу, что нужно организовать конкурс «Лучшая сказка на новый лад». Так и сделали. Ребята сочиняли сказки, иллюстрировали, родители помогли письменно зафиксировать их. Победители награждены грамотами, лучшие сказки разместились в книжном уголке.
Одним из методов в процессе ознакомления с художественной литературой является метод моделирования. Так, например, знакомя детей с русскими народными сказками использую модель «Волшебные кружочки». Предлагала детям стать волшебниками. Карандашами в кружочках прорисовывали с детьми внешние особенности героев- кто как хотел. Эти модели дети забирают домой и рассказывают сказку родителям. Услышав от своего чада пересказ сказки в работу по моделированию включились и родители. В группе В WhatsApp родители делились опытом составления своих моделей по сказкам. Также для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Ребята подбирали геометрические фигуры, по цвету или форме похожих на персонажей. Затем разыгрывали сказки.
Одной из форм работы по приобщению детей к чтению является Лепбук. В самодельной папке-книжке собраны материал по теме «Сказки Чуковского». Знакомство детей с творчеством Корнея Ивановича Чуковского, его рассказами, иллюстрациями помогло в воспитании внимательного слушателя, а также способствовало развитию интереса к художественной литературе и искусству, помогло решить многие воспитательные задачи. Материалы, собранные в лэпбуке помогли обобщить знания детей и обогатить развивающую среду группы.
Особенно важным для меня является включение родителей в организацию работы в данном направлении. Так эффективным новым способом взаимодействия с родителями по проблеме является прием Литературная копилка «Я дарю тебе стих» : раз в неделю родители вместе с ребенком опускают в копилку небольшое поэтическое произведение, затем в течении недели ребята знакомятся с этими произведениями, обсуждают их, заучивают. В беседе с детьми выясняем, кто по их мнению, из детей читает стих более эмоционально и выразительно, и лучшие чтецы на различного рода мероприятий проводимых в ДОУ, представляют нашу группу. Так Даша стала победителем конкурса чтецов ко Дню блокады Ленинграда.
Проектный метод используемый в практике открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
В рамках проекта «Кубанский венок поэзии» дети познакомились не только с поэтами Кубани, но и творчеством нашей местной жительницы Варивода Л. Н. Однажды на рисовании мы рисовали героя своей любимой сказки,Артем, воспитанник подготовительной группы, рассказал ребятам что он изобразил героя рассказа «Коленька» Варивода Л. Н., что здесь началось, ребята взяли чистые листы и стали рисовать…Ребята невзначай организовали выставку рисунков «Герои произведений Варивода Л. Н.»
Буккроссинг-это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России.
Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Не каждый родитель в силу своей загруженности может выделить время и отправиться за книгой в библиотеку, поэтому в сотрудничестве с работниками сельской библиотеки мы выбрали данную форму работы.
Для реализации движения «Буккроссинг» в родительском уголке группы был установлен книжный уголок, так как там наибольшая проходимость родителей и детей. Были распечатаны рекламные листовки. Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому".
Я, обратилась к родителям, с просьбой принести в детский сад книги, которые Вы уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.
Совместно с библиотекарями разработали технологию организации буккроссинга:
1. Зарегистрировать в журнале книги, которые будут отпущены.
2. Разработать и вложить в книгу специальный вкладыш, содержащий сведения о человеке, «отпустившего» книгу, и информацию, подтверждающую, что книга является участницей буккроссинга.
3. Наклеить на книгу логотип буккроссинга, подтверждающий ее участие в книговороте.
4. «Освободить» книгу в действительности, т. е. положить ее в специально отведенное место: на буккроссинговую полку для дальнейшего «путешествия».
Для пропаганды данного движения мы распространили информацию о Букроссинге в социальных группах.
Был разработан список книг, рекомендуемых для домашнего прочтения.
Буккроссинг – это непросто интересное социальное движение «книголюбов». Благодаря ему дети нашей группы стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу. Родители активно поддержали данное движение.
Благодаря выше изложенным методам взаимодействия с детьми и родителями стало возможным оказать заметное влияние на положительную динамику роста формирование читательских предпочтений, побуждая интерес к художественной литературе. В нашей группе пополнилась ППС авторскими книжками, созданы условия для сюжетно-ролевой игры «Библиотека», «Книжный магазин», театральный уголок пополнен масками и костюмами для обыгрывания сказок, родители с детьми изготовили игры-бродилки по знакомым произведениям, установлена связь с библиотекой (запись детей и родителей на абонемент, в семьях воспитанников появились книжные полки для семейного чтения.
Я считаю, что погрузившись в жизнь дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы.
Используемая литература :
1. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. «О детской литературе» 2-е изд. М. : Детская литература
2. Болотская С. «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» Детский сад от А до Я. 2008
3. Гриценко З. А. «Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста» Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 6-13.
4. Детство: «Примерная образовательная программа дошкольного образования» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
5. Детское издательство [Электронный ресурс]. URL : https://sch962sv.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_1837/obrazovanie/ proektnaya_deyatel_nost_dou/proekt_detskoe_izdatel_stvo/
6. Соболева А. Е. «Как научить ребенка читать» СПб. : Детство-пресс, 2014.
7. Токмаков В. Л., Токмакова И. П. «Вместе почитаем, вместе поиграем, или Приключение в Тутитамии» М. : Олма-пресс, 2012