Карфидова М А
Консультация для родителей «Прикоснись ко мне добротой»
▼ Скачать + Заказать документы
Прикоснись ко мне добротой -
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
Ныне, когда во всем мире так неспокойно, родителям трудно быть добродушными, веселыми и счастливыми.
Тем ценнее и необходимее для каждого из нас становятся такие простые и вечные чувства, как доброта, терпимость и внимание друг к другу.
В детстве каждого великого человека происходили случаи,
Публикация «Консультация для родителей „Прикоснись ко мне добротой“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
которые тревожили и расстраивали их родителей. Но, возможно, эти люди стали великими именно потому, что их матери, отцы либо наставники в критические моменты не поддавались эмоциям, а с пониманием реагировали и спокойно и немногословно объясняли, в чем суть происшедшего.
Бывают ситуации, когда значимое молчание взрослого, как бесшумный набат, призвало к ответу совесть маленького проказника и ему становилось не просто стыдно - казалось, что земля уходит из-под ног.
Аркадий Гайдар в книге «Чук и Гек» создал образ мудрой женщины-матери, которая не говорила много, а действиями воспитывала своих сыновей. Когда сыновья ссорились, она просто-напросто разводила их по разным комнатам часа на два. И вскоре они начали понимать, что одиночество гораздо хуже ссоры, и приступали к анализу ситуации. В процессе его происходило не просто самобичевание, но, что более весомо, рост сознания. Мудрость взрослого не оставляла ребенка наедине с обидой, нанесенной шлепками или словами типа: «Ты плохой мальчик». Обида на родителей, как правило, приводит к тому, что вся сила чувства ребенка уходит на жалость к самому себе и успокоение души. Сам собою напрашивается вывод. Воспитывают не слова, а действия, прежде всего добрые : «Только тогда очищаются чувства, когда соприкасаются с красотою идеала» (Ф. Достоевский).
Но бывает и так, что дети вызывают гнев взрослых не потому, что совершают плохие поступки, а потому, что имеют ярко выраженные индивидуальные особенности.
Томас Эдисон рос очень любознательным ребенком. Он задавал слишком много вопросов, что раздражало учителей. Им хотелось, чтобы он был таким, как все, - сидел тихо. Его спасла мудрость матери - самой обычной женщины. Она забрала сына из школы и начала учить его сама. Мальчик рано пошел работать и получил возможность не только учиться на практике, но и творить и ставить эксперименты. Лишившись возможности учиться в школе он приобрел учителей в жизни. Главное, что смогла сохранить в нем мать, - это страстное желание исследовать, сравнивать, экспериментировать, делать открытия. Благодаря, отчаянному поступку мудрой и чуткой женщины, мир получил 103 изобретения её сына, среди которых электрические лампочки в каждом доме, телефон, фонограф, из которого выросла вся современная звукозаписывающая индустрия, и многое другое.
Человек рождается более талантливым и способным, чем он порой становится к зрелому возрасту. Загадка? Разгадка её - в раннем детстве. Мне кажется, мы должны понять и убедить себя в том, что причина многих нравственно-психологических проблем кроется не за горами и за долами, а в наших с вами чувствах и образе мыслей. Как часто мы слышим это словосочетание - образ мыслей! Он действительно может быть разным. Как быстро мы с вами привыкли к смерти, убийствам, насилию и горю. Но самое страшное, что привыкли к этому и наши дети. Мы сами приучаем их к крови и трагедиям. Нам порой недосуг переключить телевизор с новостей о нескончаемом горе на. Вы правы, не на что переключать. Даже мультфильмы заражены пошлостью и грязью.
Но. Есть очень хорошие мультики, большинство из которых создавалось на студии «Союзмультфильм» в 50 - 60-е годы XX века. Карен Шахназаров назвал их «прививкой доброты». Есть фильмы для семейного просмотра, есть диафильмы, есть книги, есть, наконец, живое человеческое общение. Но чтобы все это было, надо приложить усилия, надо любить, искать, надо любить находить! Надо очень хотеть почувствовать добро и мир в самом себе, и тогда они откликнуться и придут, обязательно придут в каждый дом, на каждую улицу, в каждую страну.
Прикоснись ко мне добротой,
Как целебной живой водой, -
Я приду на встречу с тобой
Самым первым цветком весной.
Само слово «образование» переводится с латинского как «введение в образ». Большая часть людей думает, что человек мыслит словами, идеями, которые он когда-то выучил. Но человек не запоминает того, что он не понимает и чего переживает, если, конечно, его специально не дрессируют на механическое запоминание, но и оно не станет базой для образа мыслей. Мысли это следствия продолжительных и разнообразных впечатлений, чувств, переживаний, страданий.
Меня постоянно мучает вопрос: «Откуда божья коровка знает, что ей делать?» Ладно, соглашусь, её учат сородичи. «А зернышко, семя, плод? Кто их научил?» Может быть, они даны нам как пример того, что все малое несет в себе большое, великое, нужное, необходимое? И прорасти, оно может только при определенных условиях.
Если мыслей твоих Звездопад позовет меня в звездный сад,
Я тотчас поспешу за тобой, Стану новорожденной звездой.
Вот высказывания одного пятилетнего мальчика: «Я знаю, как раньше было: все небо было красное, красное. Прилетели ангелы, и у них родился ребеночек - девочка, а потом она выросла, и были все люди. Потом прилетел дракон, и ангелы спрятали небо от дракона в норку к себе, а когда дракон улетел, ангелы опять подарили людям небо».
Чтобы ребенок мог рассказать взрослому такое, он должен ему доверять. Что способствует доверию? Искренность, честность, интерес взрослого. Да детям должно быть с нами интересно. Они постоянно должны чувствовать, что мы знаем больше, чем говорим. Да и мы, взрослые, тянемся к интересным людям, доверяем им, верим.
Чем можно заинтересовать детей. Кто-то поторопится и скажет: «Конфетами, игрушками, клоунами, ужастиками.» Этим можно привлечь внимание отвлечь от дела. и увести в никуда.
Если же мы хотим действительно заинтересовать детей, особенно мальчиков, то обязаны рассказывать им былины, легенды и сказки, учить ремеслу.
Редкое издательство сегодня заботится о том, чтобы издавать сказки в их первозданном виде, зачастую они кем-то переработаны и пересказаны. Мы у себя дома собираем коллекцию фильмов о героях разных стран - это советские фильмы об Александре Невском, Суворове, Минине и Пожарском, Кутузове. Эти мультфильмы о богатырях. Это современные фильмы о жизни детей и животных, о том, как они помогают друг другу.
Собирать такую коллекцию нелегко и недешево. Но приходится выбирать между насилием и безобразием - с одной стороны, и красотой и благородством - с другой; между корыстью и щедростью, добром и злом.
И еще одна очень простая, но чрезвычайно важная вещь - это состояние, с которым ребенок ложится спать. Известно, что во время сна мозговая деятельность продолжается, а значит, и умственная тоже. Совсем не случайно было заведено в народе на ночь рассказывать сказки или петь колыбельные песни. Они не просто успокаивают, но питают мозг образами, а сердце - чувствами. Если днем ребенок провинился и его наказали, вечером ему обязательно надо прочитать что-нибудь доброе, красивое, настоящее, чтобы он чувствовал: в него верят, его любят, на него надеются.
У себя дома мы завели книгу добрых дел, в которую каждый вечер записываем добрые дела каждого члена семьи и совместные добрые дела. Дети очень ждут вечернего подведения итогов дня. Каждый из них старается сделать что-то особенное.
Бывает, что кто-то ленится или делает вид, что занят, тогда скажешь ему просто: «Сделай доброе дело или будь добр!» - и это помогает.